Сектантство

 

 

Сектантство - не новое и не однородное явление. История возникновения и развития сектантства неразрывно связана с историей возникновения и развития человеческого общества во всех его проявлениях: в религии, в науке, в искусстве, в политике. Феномен сектантства существует и развивается в трёх видах: в виде религиозного, псевдорелигиозного и светского сектантства. Наиболее распространённая форма - религиозное сектантство.


Исследуя феномен сектантства, мы исследуем веру, которую английский философ XVII века Юм разделял на религиозную и нерелигиозную, являющуюся актом скорее чувствующей, чем мыслящей части нашей природы . Немецкий философ XVIII века Кант применительно к христианской вере, выделял «веру разума» и «веру Откровения» . Как отмечал Спиноза, находясь в колебании между надеждою и страхом (между жаждой познания и отвращением к нему) люди в большинстве случаев чрезвычайно склонны верить чему угодно .

Если рассматривать начальный этап социального развития - первобытное общество, то можно согласиться с утверждением французского просветителя XVIII-XIX в.в. Вольнея о том, что безнадёжное отчаяние, вызванное грозными явлениями природы и страшными общественными бедствиями было причиной (скорее всего - одной из причин) поклонения высшим силам . Но, если рассматривать веру в высшие скрытые силы на протяжении всей истории развития человечества, то не совсем верно говорить о вере только как о продукте невежества, как это утверждает французский философ XVIII века Гольбах .

Человек чувствует, значит, верит. Вера - это состояние чувств и разума, при котором бездоказательно что-либо принимается за истину. Вера бывает разной. Рассматривая веру в социологическом аспекте можно выделить две формы: религиозную и нерелигиозную (светскую). Религиозная и светская вера существуют в двух видах: в виде негативной - антисоциальной (разрушающей) и позитивной - социальной (созидающей) веры.

Позитивная (cоциальная) религиозная вера - это созидающая основа социальной религии, конструктивного культа, религиозных групп, объединений и религиозных групп, объединений переходного типа.

Негативная (антисоциальная) религиозная вера - это идейная основа асоциальной религии, деструктивного культа, сект.

Позитивная (социальная) не религиозная - светская вера - это духовная основа науки, искусства, политики, всех проявлений созидающего познания объективного мира.

Негативная (антисоциальная) не религиозная - светская вера - это идейная основа псевдонауки, псевдоискусства, иных проявлений извращённого восприятия и познания объективного мира.

Рассматривая веру в психологическом аспекте, можно выделить:

- веру, пробуждённую страхом, присущую последователям антисоциальных религий и светских идеологий (Г. Петроний, Т. Гоббс, Б. Спиноза не вполне обоснованно считали страх - главной и единственной причиной возникновения любой веры и суеверия );

- веру, пробуждённую жаждой знания, развития и саморазвития , присущую последователям социальных религий и светских идеологий. В любом случае человек создаёт идеал, которому стремится подражать, либо уровнять его со своими взглядами на совершенство.

Справедливыми являются предположения Д. Юма - в зависимости от развитости ума (а ещё стоило бы добавить - от развитости духовных начал) одни личности, социальные группы, общества воспринимают высшее в виде сатанинского злобного божества (асоциальная вера); другие в виде совершенного и благого божества (социальная вера), благодаря склонности к лести (правильнее говорить - склонности к мирному созиданию и познанию, ведь человек существо социальное).

Уподобление религиозной веры неврозам (согласно З.Фрейду ) достаточно спорно. К персональному и универсальному (коллективному) неврозу можно относить лишь проявление антисоциальной религии и веры. Некоторые исследователи, пытаясь классифицировать религии по видам, справедливо выделяют в качестве антисоциальных так называемые - ложные религии .

Социальная религия (социальная вера), которая основана на позитивной (социально созидающей) форме сознания, способствует стабилизации процессов, происходящих в обществе, развитию личности. В этом все социальные верования, все социальные религии, социальные светские идеологии, похожи по своим проявлениям и сути. Не случайно французский социолог, философ XIX-XX в.в. Э. Дюркгейм считал однотипными собрания христиан и иудеев, объединённых в одну общину, празднующих важные для их религий события, и светские собрания, организованные в память национальных, государственных событий.

 

Сектантство основано на антисоциальной вере


Интегрирующая функция, которую выполняют позитивные светские и религиозные идеологии, является основой мирных взаимоотношений индивидов между собой и социальными группами, обществом в целом, а также между государством и обществом, государствами и обществами. Общим для всех позитивных идеологий - была и остаётся миросозидающая суть их целей, направленных на решение общесоциальных глобальных вопросов. Общепринятые нормы, установленные государством или существующие в силу традиции помогают избегать социальных конфликтов и хаоса. Общество должно иметь интегрирующую основу, особенно общество, в котором сосуществуют социальные группы с различными формами универсального (коллективного) сознания. Следует особо отметить, что речь не идёт о создании некой усреднённой культурной, религиозной модели, следствием появления которой будет уничтожение национальных государств, культур и мировых религий (как предлагают масоны, заявляя: «…без колебания будем объявлять войну всем религиям, ибо они суть истинные враги человечества» ).

Социальными и асоциальными могут быть как секулярная, так и религиозная вера. Религиозная вера - это особая форма веры, которая представляет собой совокупность взглядов и действий, устанавливающих истинность существования гипостазированных высших существ, сил и связей.

Сектантство основано на антисоциальной вере. Некоторые исследователи справедливо называют её иррациональной – фанатической верой, которая представляет собой «убеждённость в чём-то или ком-то, суть которой в подчинённости личному или внеличностному иррациональному авторитету» .

Антисоциальная вера подразумевает противопоставление себя всему. Справедливыми являются утверждения В.М. Бехтерева – религиозное верование, пройдя период возникновения, расцвета и упадка, создаёт почву для новых религиозных исканий, но уже в другом (часто деструктивном) направлении . Выбор данного пути служит предпосылкой развития религиозного сектантства, извращения идей социальных религий и создания учений антисоциальных религий.

Социальная вера и асоциальная вера материально выражается в определённой системе поклонения объекту веры – культе (конструктивном и деструктивном ) и организационной форме - религиозной или светской организации. Социальная вера выражена - в позитивном (созидающем) религиозном, или секулярном (светском) культе; организационно - в религиозных, секулярных группах и объединениях, а также в религиозных и секулярных группах переходного типа. Религиозные и светские организации – это объединения и группы, выполняющие позитивную (прогрессивно-созидающую) функцию в социуме, не преобразующие основы своих учений в зависимости от изменяющихся материальных потребностей общества.

Религиозные и светские организации переходного типа – это объединения и группы, выполняющие в социуме на опредёлённом этапе общественного развития позитивную (прогрессивно-созидающую) функцию, в основе учения которых идеи и взгляды, поддерживающие новые (в основном материальные) общественные потребности.

Асоциальная вера выражена в деструктивном религиозном, псевдорелигиозном или секулярном (светском) культе. Как справедливо полагают некоторые исследователи, существуют политические, коммерческие и псевдотерапевтические культы . Деструктивные культы являются обрядовой основой деструктивных организаций - сект. При отправлении деструктивного культа, как показали исследования, используются неэтичные техники манипулирования личностью, частичный или тотальный контроль над мыслями, чувствами и поведением личности.

Подобно вере (социальной и антисоциальной) можно выделить два вида религии - социальную религию и антисоциальную религию.

Социальные религии (а также светские социальные идеологии) выполняют в социуме интегрирующую, культурообразущую, а нередко и государственнообразующую функции. Данный вид религии характеризуется в сфере религиозного сознания - верой в сверхъестественные силы добра, отождествляемые с реальными и воображаемыми объектами, поклонение которым и стремление быть подобными которым, помогает бесконфликтно сосуществовать человеку с окружающим его миром; по системе культа социальная религия характеризуется - поклонением реальным или воображаемым объектам, отождествляемым с созидающими силами добра (позитивным, конструктивным культом); в любых социальных религиях нет принуждения (Коран, айят 256, сура 2) ; по типу религиозной организации социальные религии состоят из религиозных групп и объединений (например, церквей), а также религиозных групп и объединений переходного типа (например, союзов).

Антисоциальная религия во многом является антиподом социальной и характеризуется в сфере религиозного сознания - открытой пропагандой или известной только посвященным верой в сверхъестественную силу зла, конфликтное противопоставление себя всему окружающему миру; по системе культа - поклонением реальным или воображаемым объектам, отождествляемым с разрушительными силами зла (деструктивным культом); по типу религиозной организации антисоциальные религии - состоят из сект.

Культ - это система поклонения кому-либо, чему-либо, почитание кого-либо, чего-либо, выраженная в особых обрядах и действиях. Культ - это один из основных элементов религии (и не только религии, но и любой светской идеологии); действия, имеющие целью дать видимое выражение религиозному (и светскому) поклонению . Культ существует в виде: конструктивного (социального, созидающего) культа и деструктивного (антисоциального, разрушающего) культа.

Конструктивный культ – позитивно влияет на духовное, психическое, физическое развитие личности (внутренняя конструктивность), а также способствует укреплению созидательных традиций, норм и развитию культуры (внешняя конструктивность).

Деструктивный культ - выражается в существовании двух форм деструктивности (внутренней и внешней): разрушающе действует на духовное, психическое и физическое состояние личности («внутренняя деструктивность» ), а также на созидательные общественные традиции, нормы и культуру («внешняя деструктивность»).

 

Деструктивный культ - выражается в существовании двух форм: внутренней и внешней


Некоторые исследователи (в частности, Г. Беккер) выделяют культ, как некую религиозную форму, которая держится исключительно энтузиазмом её приверженцев, не опираясь на организацию, и является начальной стадией образования секты . Это утверждение довольно спорно, ибо культ - это лишь составная часть целого и не может существовать сам по себе без элементарных проявлений религиозного (или светского) сознания и создания примитивной религиозной (или светской) организации .

Вызывает сомнение утверждение Р. Нибура , что секта - деноминация - церковь (деноминация как переходная форма от секты к церкви) - это этапы развития религиозной организации.

В этой схеме прослеживается узкоконфессиональный подход в исследовании типологии религиозных организаций, ибо церковь - есть тело Христово (Новый Завет. Гл. 1, стих 22-23, Послание к Ефесянам). Применительно к другим конфессиональным организациям этот термин независимо от того, с чем его отождествлять (организацией, культовым сооружением или духовным состоянием) неприменим (например, приверженцы ислама могут назвать себя уммой или мусульманской религиозной организацией, но не церковью, как это они делают в своём документе «Основные положения социальной программы российских мусульман»). Более верна позиция Э. Трёльча , который утверждает, что церковь и секта - это различные способы социального самовыражения и понимания религиозной идеи, оформленные в различных способах религиозной организации; церковь и секта не являются порождением, искажением одна другой, но есть самостоятельные организационные формы христианской религии.

В то же время Э. Трёльч сделал ряд выводов, с которыми нельзя безоговорочно согласиться, в частности, он считает, что секты - это относительно небольшие группы (многомиллионная армия адептов современных сект, да и сект прошлого опровергают эту мысль ). Не представляется абсолютно верным также утверждение, что секты (в отличие от церкви) связаны исключительно с низшими слоями общества и осуществляют свою деятельность в низших слоях общества (сатанисты, существовавшие при королевских дворах средневековья, опровергают эту мысль ). К сожалению, Э. Трёльч не смог абстрагироваться от узкоконфессионального подхода при классификации религиозных организаций (рассматривая секту как тип только христианской религиозной организации). Также он приписывает только христианству стремление поставить под свой контроль большие массы людей и оказывать влияние на все сферы социальной жизни. Является спорным тезис, который выдвинул Э. Трёльч, о том, что секта не воспитывает массы и лишь собирает элиту «призванных». В прошлом и в настоящем (как показывает история) секты не отказывались от борьбы за мировое господство, но в отличие от традиционных и мировых религий добиться этого им удавалось редко, ярким примером победы сектантства являются: в Персии - Уйгурское царство, где государственной религией была антисоциальная религия манихеев; и создание Талибами псевдоисламского государства в Афганистане.

Постулат Э. Трёльча о том, что в секту не попадают с рождения тоже опровергнут жизнью (к сожалению, в сектах, существующих несколько десятков лет уже есть адепты по рождению ). Применительно к сектам христианского направления Э. Трёльч выдвигает тезис о том, что оба типа религиозной организации - и церковь и секта находятся в русле Евангелия. На самом деле можно говорить лишь об использовании сектантами в своих целях отдельных мыслей Священного писания и не более того.

Узкоконфессиональный (христианский) подход использует в своих работах и М. Вебер. В тоже время, рассматривая типы религиозных сообществ, он выделяет основные критерии (для сравнения и сопоставления), с которыми можно согласиться :

1. отношение к миру (форма сознания);

2. критерий членства (роль при участии в отправлении культа);

3. организационная структура.

В то же время некоторые утверждения М. Вебера о сектах вряд ли можно принимать безоговорочно, например:

1. Секта не стремиться к универсальности, желая оставаться общиной избранных (необходимо заметить, что, во-первых, и Церковь есть община избранных, которые спасутся, потому что уверовали - Новый Завет. Деяния святых Апостолов. Гл. 2, стих 38-47 ; а, во-вторых, секты, стремящиеся к объединению по всему миру, нельзя назвать локальными, они явно стремятся к универсальности, пытаясь занять господствующее положение во всех сферах общественной жизни, желая искоренить все иные идеи - как, например, секта Саентологов ).

2. Членство в секте осуществляется не по рождению, оно всегда осознанно и по своей воле (как уже отмечалось, в сектах, существующих несколько десятков лет, тем более, несколько веков, многие адепты стали членами секты исключительно по рождению, следуя за своими родителями или родственниками, а также были вовлечены в секту путём воздействия на них агрессивными методами манипулирования).

3. Только церкви свойственна бюрократическая организация (существуют примеры того, как секты смогли навязать свою идеологию целым государствам, этого невозможно было бы добиться, не имея жёсткой структуры, иерархии и хотя бы подобия бюрократического аппарата).

Исследуя социальный феномен сектантства, мы, прежде всего, исследуем конкретные деструктивные организации - секты, члены (адепты) которых являются носителями особой формы сознания и организуют, практикуют особый вид и особую систему культа. Этимология слова «секта» происходит от латинского sekta – учение, secare – отделять, sector – часть . В словаре Ожегова даётся такое определение секты: «Религиозное объединение, отделившееся от какого-либо учения и ему противостоящее» .

 

 Членство в секте осуществляется всегда осознанно и по своей воле


Социологическое понимание церкви и секты, разработанное Э. Трёльчем и М. Вебером, несмотря на свою неполноту и неточность, которые вызваны узкоконфессиональным взглядом на этот феномен, имеет ряд бесспорно верных выводов. Э. Трёльч справедливо утверждал, что следует причислять к признакам свойственным сектам, следующие (имея ввиду, конечно, исключительно секты христианские ):

1. Отношение к миру, обществу, государству - в лучшем случае индифферентное, но в основном открыто или тайно враждебное, у сект прослеживается стремление заменить все социальные институты собственным сообществом.

2. Сектантский аскетизм является принципом дистанцирования от мира, что выражается в отказе признавать право, присягу, собственность, власть (следует также добавить, что главной целью аскезы в сектах является физическое и психическое истощение адептов, после которых адепт превращается в послушное существо). Это относится как к древним сектам, возникшим ещё до нашей эры, так и к современным; коренных различий в средствах и методах сект нет, есть только поправка на умелое использование достижений науки и техники, но таких выводов в своём исследовании Э. Трёльч не делает.

3. Секты считают, что Христос - не Богочеловек, а Господь своей паствы (обожествленный вождь); этот признак применим только к псевдохристианским сектам.

4. Секты - самостоятельный социологический тип христианской идеи (необходимо заметить - также и любой религиозной или светской идеи).

5. Собирая элиту призванных, секты противопоставляют её миру; сектантский индивидуализм требует непосредственного общения индивида с Богом, отрицая церковное учение о Таинствах (данный признак применим только к христианским сектам).

Похожие выводы в своём исследовании сделал и М. Вебер :

1. секты склонны к неприятию и осуждению мира, социального порядка;

2. в сектах предъявляются жёсткие требования к членам;

3. для сект характерен аскетизм, самоограничение, суровость нравов (следует отметить, что в большинстве случаев только для рядовых адептов, например, у организатора секты «Единая религия» Раджниша (Ошо) был 91 роллс-ройс );

4. в крайних агрессивных формах пропагандируется идея исключительности и противопоставление себя (тайное или открытое) не-членам секты в повседневной жизни;

5. секты ориентированы на фундаментализм; богослужение в сектах в отличие от церкви менее формализовано и более спонтанно и эмоционально.

Некоторые исследователи определяют религиозную секту по следующим критериям :

- религиозное учение не принимает в себя всей истории человеческой мысли, не понимает этой истории, не благословляя и не осуждая, а, просто не замечая того или иного факта человеческой жизни (с этим утверждением нельзя согласиться, ибо учения сект всегда осуждают и извращают уже известные учения, претендуя на истинность и исключительность).

Справедливым представляется другое их утверждение: если религиозное движение не возрождает страны, в которых осуществляет свою деятельность, если отдельные последователи не приобретают мудрости, чувства связанности с миром в его прошлом и настоящем, если под его влиянием не возрождаются искусства, науки, не обогащается «общенародная жизнь, то мы имеем дело с сектой».

В некоторых исследованиях христианские секты классифицируются следующим образом:

1. в зависимости от (источника) того, как формировалось учение, секты делятся на четыре вида - библейские, иудействующие, евангелические и имеющие своё тайное писание;

2. в соответствии со спецификой взгляда на способы разработки и усвоения религиозной мысли, религиозные секты существуют в двух видах – рационалистические, признающие единственным посредником между Откровением и человеком разум, и мистические, признающие, что Откровение сообщается человеку помимо разума, с помощью пророчеств, экстатических видений и т.д.

Современное православное богословие (в частности, в лице А.Л. Дворкина – заведующего кафедрой «Сектоведения» Православного Свято-Тихоновского Богословского института) предлагает следующее определение понятия – секта: «закрытая религиозная группа, противопоставляющая себя основной культурообразующей религиозной общине (или основным общинам) страны или региона» . Если следовать данному определению, то не понятно, во-первых,- кто и по каким критериям будет определять какие общины являются «основными», а какие нет, а во-вторых, - остаются вопросы по светским сектам (например, педагогическим ).

 

Секта -  группа лиц, замкнувшихся в своих узких интересах, не совпадающих с интересами общества


Таким образом, принимая во внимания труды разных исследователей, можно сделать обобщающий вывод и предложить следующее понятие, характеризующее один из типов религиозной организации - религиозную секту .

Религиозная секта - это самостоятельный тип религиозной организации, группа или объединение лиц, открыто или тайно противопоставляющих себя какой-либо конфессии или социуму, претендующих на исключительность и истинность в религиозных и (или) светских вопросах, часто извращающих постулаты, принятые официально признанными религиозными организациями, и предъявляющих жёсткие требования к адептам, которые включают в себя самоограничение и аскетизм. Руководство в сектах осуществляется харизматическими лидерами или группой посвящённых, осуществляющих частичный или тотальный контроль над личностью, стремящихся довести личность до физического и психического истощения. Религиозный культ, обряды в сектах очень спонтанны и эмоциональны, могут быть как мало, так и сложно формализованы. Анонимное членство не допускается.

Современные исследователи феномена сектантства в основном рассматривают это явление с узкоконфессиональных позиций. В частности, христианско-богословский и христианско-бытовой взгляд на сектантство преобладает в большинстве современных исследованиях сектантства, в которых рассматривается сектантство как негативное проявление христианства .

Не избежали узкоконфессионального подхода в исследовании сектантства и исламские учёные, в частности, доктор теологии, профессор Стамбульского университета Байындыр Абдулазиз, автор обширного исследования «Взгляд на сектантство в свете Корана», рассматривает секты как организации, пропагандирующие еретические по отношению к официальному исламу учения .

Современные российские исследователи в большинстве своём придерживаются узкопредметного (религиозного) подхода в исследовании сектантства. Так, В.В. Кравчук, определяет секту как «религиозное объединение, основывающееся на новой трактовке неизменного религиозного первоисточника, например, Библии, Корана, Вед и т.д.» . Следуя этому критерию определения секты, автор подобно другим исследователям (например, А. Баркер), не считает сектами организации, пропагандирующие новые религиозные (или псевдорелигиозные) учения, предпочитая называть их «Новые религиозные движения» (НРД).

Интересны и во многом верны понятия - «секта» и «сектантство», а также классификация сект, предложенные А.И. Хвылей-Олинтером, который в своих работах стремится рассматривать не только религиозную форму сектантства :

1. Секта определена им как организация и группа лиц, замкнувшихся в своих узких интересах, не совпадающих с интересами общества (необходимо отметить – демократического общества, в котором не подавляется личность, а динамично творчески развивается).

2. Сектантство является социальным течением в форме культов и сект, оппозиционное созидательным традициям и нормам, социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом.

Во многом справедлива следующая предложенная им классификация сект :

1. секты восточной ориентации (следует развить эту мысль – религиозные и псевдорелигиозные: индуистские, псевдоиндуистские, буддийские, псевдобуддийские);

2. секты западной ориентации (псевдохристианские);

3. секты экологической ориентации;

4. секты коммерческие или псевдонаучные;

5. сатанинские или примыкающие к ним (то есть религиозные секты антисоциальных религий).

Можно обобщить 3 и 4 типы, и сделать вывод, что существуют – светские (коммерческие, научные и псевдонаучные) секты.

Рассматривая существенные признаки, характеризующие секты, отличающие их от иных типов религиозных и светских организаций, необходимо выделить только те признаки, которые не могут быть применимы к конструктивным организациям.

 

Основным отличительным признаком сект  является – манипулирование сознанием адептов


Не совсем верно считать отличительными признаками сект следующие:

1. во главе стоит (во всяком случае, изначально) харизматический лидер, утверждающий, что он получил откровение от Бога или называющий себя Богом ;

2. провозглашаемые идеи персонифицируются в конкретных носителях и в первую очередь в лидерах секты , лидер создаёт особую коммуну, в которой становится духовным лидером ;

3. в общине устанавливаются обязательные для всех правила (запрещено вступать в брак с иноверцами) ;

4. вступающие в некоторые секты принимают новые имена ;

5. для межгруппового общения используется «сектантский жаргон»- «новояз» .

Если использовать эти признаки для выявления сект, то христиан, мусульман, буддистов можно считать сектантами, ибо:

1. и Христос, и Магомет, и Будда были непререкаемыми авторитетами и лидерами для своих последователей и были создателями религиозных организаций;

2. представители разных конфессий не могут вступать в брак с иноверцами, устанавливаются и другие обязательные для всех правила;

3. при крещении у христиан, инициации у мусульман неофитам даются христианские и исламские имена;

4. «новояз» - используя данный признак, к сектам можно отнести любую группу, в которой для общения используются неприменяемые другими социальными группами термины (в деструктивных - преступных группах используют - воровской жаргон ).

Признаками сект, отличающими их от иных организаций, являются следующие:

1. официальные учения многих сект являются искажённой интерпретацией уже известных религиозных и светских учений;

2. в большинстве случаев сектанты в крайних формах выражают свою озабоченность поиском смысла жизни в единении со всей Вселенной;

3. во многих сектах пропагандируется апокалипсический взгляд на мир, этим оправдывается необходимость отказа от имущества (как, например, в секте «Богородичный центр», самоназвание – «Церковь Божьей Матери Преображающейся») ;

4. деятельность сект носит, как правило, латентный характер , в каждой секте существует тайное учение, известное руководителям и так называемым «посвящённым»;

5. в сектах развит внутригрупповой фаворитизм как механизм межгрупповой формы социальной перцепции ; существуют чётко определённые степени посвящения;

6. секты нетерпимо относятся к иным идеологиям и людям, имеющим иные взгляды, при этом скрывая свои истинные цели от потенциальных или новообращённых адептов, используя обманные методы вербовки для привлечения новых членов ;

7. в большинстве сект адептов обязывают пропагандировать официальное учение секты, ибо для увеличения числа адептов нужна проповедь (у сектантов она носит назойливый характер);

8. руководители сект осуществляют контроль за адептами (контролируют их поведение, мысли и эмоции) ; руководители сект манипулируют сознанием адептов, применяя методы контроля и деформации сознания , эксплуатируя их, и при этом причиняя им физический, психологический и материальный вред;

9. психическое состояние сектантов сходно с неврозом навязчивых состояний (следует ещё раз отметить, что З. Фрейд ошибочно уравнивал любую религию и навязчивый невроз) ;

10. при противодействии деятельности сект происходит экстремизация их учений, повышается агрессивность.

Феномен сектантства проявляет себя во всех сферах человеческой деятельности в социуме; секта – это не только специфическая религиозная форма организации, но и любая псевдорелигиозная и светская организация, характеризующаяся рядом определённых признаков, основными из которых являются следующие:

1. двойственность учения (в сектах существует учение официально пропагандируемое, предназначенное для представления обществу, потенциальным и рядовым адептам и учение тайное – тайная доктрина, известная только лидеру, руководству секты и так называемым «посвящённым»);

2. в секте существует строгая иерархия (как минимум три степени посвящения: руководство секты (лидер, узкий круг избранных); рядовые адепты (в том числе, «вербовщики»); неофиты и потенциальные адепты);

3. руководством сект в отношении рядовых адептов, неофитов применяются методы агрессивного манипулирования личностью и подавления личности (контроля и деформации сознания);

4. секты причиняют физический, моральный и материальный вред как не членам секты и всему, что не связано с сектой, так и самим адептам.

 

Основные признаки сект

Следует особо отметить, что большинство современных исследователей сектантства справедливо считают, что основным отличительным признаком сект (в их понимании – только религиозных сект) является – манипулирование сознанием адептов .

Таким образом, можно дать следующее определение понятия секта:

- религиозные, псевдорелигиозные, светские объединения и группы лиц, следующих учению (официальному, открыто пропагандируемому, и тайному, известному только руководителям секты и посвящённым), основанному на особом негативно-деструктивном типе светской или религиозной идеи, открыто или тайно противопоставляющих себя отдельным социальным группам, обществу, государству и мировому социуму в целом;

- религиозные, псевдорелигиозные, светские объединения и группы лиц, создающих в своей среде особую систему ценностей, подавляя при этом одних членов и наделяя особыми правами других, используя духовные и материальные результаты деятельности личности в узкогрупповых интересах, осуществляя контроль за всеми сферами жизни адептов (тотальный – полный и жёсткий в тоталитарных сектах; или локальный - выборочно-приоритетный в сектах со слабой организационной структурой), применяя любые (в том числе преступные) средства и методы агрессивного манипулирования (контроля и деформации сознания) для привлечения неофитов и удержания адептов в секте.

Тоталитарные секты - это секты, характерными чертами которых являются:

1. обожествление личности лидера (лидеров) секты;

2. тотальный контроль над адептами, принуждение к полному отречению от мира (в том числе к разрыву отношений с семьёй, близкими, друзьями);

3. часто отказ от медицинской (даже в случае угрозы для жизни) и иной помощи общественных и государственных институтов;

4. пропаганда идеи уничтожения мира и смерти как средства спасения ;

5. применение техник контроля сознания для создания у адептов культового менталитета.

Новым в современных тоталитарных сектах, как справедливо отмечают некоторые исследователи, является:

1. более сложная иерархическая система (организационная структура);

2. усовершенствованные методы пропаганды (с использованием средств массовой культуры и информации) и контролирования сознания адептов;

3. активное сотрудничество сект с организованными преступными группировками, специальными службами, представителями международного бизнеса в своих интересах;

4. повышенная степень конспирации деятельности в целях осуществления тайной доктрины .

 

Универсальные секты  действуют по всему миру и имеют широкую сеть


В отличие от тоталитарных, в псевдодемократических сектах сохраняется внешняя свобода выбора и действий адептов, не существует жёстких запретов и ограничений, подчёркивается равенство членов секты, поддерживается тесное общение, единение руководства с рядовыми членами секты, которым разрешается сохранять основные социальные связи, в официальном учении главное место занимают идеи спасения мира от гибели через личное самосовершенствование.

Локальные секты экстерриториальны, отличаются небольшим количеством адептов – десятки, сотни последователей.

Универсальные секты отличаются тем, что, действуют по всему миру, имеют широкую сеть, количество адептов – тысячи, десятки и сотни тысяч.

В зависимости от территории появления секты можно также классифицировать как восточные и западные. Восточные секты – буддийские, исламские и т.д. Западные секты – большинство христианских сект, многие сатанинские секты и другие.

Еретические секты – это секты, учения которых являются извращёнными модификациями уже известных религиозных и секулярных идеологий.

Эксклюзивные секты развивают собственные антисоциальные идеи, не исключающие заимствований из иных учений.

Синкретические секты – это секты, в которых исповедуют учения, совмещающие разнородные, противоречивые, несовместимые воззрения (термин «секты синкретические» использовал в своих работах ещё в начале XX века профессор церковной истории Петербургского университета Б. Мелиоранский).

А. В. ТОНКОНОГОВ

Отрывок из книги ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СЕКТАЛОГИЯ

Расскажите своим друзьям