Лев Толстой как духовный учитель -2

Продолжение.

Начало: http://xn--80aaollp3age.xn--p1ai/articles/lev_tolstoj_kak_duhovnyj_uchitel/

 

 

Центральными в религиозно-философском учении Льва Николаевича Толстого считаются идеи любви и непротивления злу насилием, понимаемые как радикальный пацифизм.

 

Главное

Главное же  в Толстовстве вовсе  не пацифизм, а срединность – умеренная позиция свободная от крайностей идеализма и материализма.

Основное идейное содержание учения Толстого - создать на место полицейски-классового государства общежитие свободных и равноправных людей.

Толстой отразил  народное стремление к лучшему, желание избавиться от прошлого, выразив его в беспощадной  критике капиталистической эксплуатации.

Родина толстовца – это мир, семья толстовца – это человечество,  а класс толстовца – эксплуатируемые.

 

Синкретизм

Для духовных воззрений толстовства характерен синкретизм. Толстой считал, что «одинаковы, по существу, все определения смысла жизни, открытые людям величайшими умами человечества». Предложив свои толкования Евангелия, он считал, что очищает учение Христа от исторических искажений.

 

 

Толстого очень интересовала и буддийская философия. В личной библиотеке писателя сохранилось множество книг о буддизме самых разных авторов. В конце концов, многие стороны буддизма стали составной частью философии Толстого. Влияние буддизма на толстовское учение факт общепризнанный и в то же время малоизвестный. Об этом писали такие исследователи философии и творчества Л.Н.Толстого, как В.В. Звеньковский, И.А.Бунин, А.М.Пятигорский, М.К. Мамардашвили и др.

Он был автором переводов более сотни буддийских притч и сказаний. В 1905 году вышел его краткий очерк о жизни Будды “Сиддхардха Гаутама, прозванный Буддой”, которая заинтересовала многих современников писателя, несмотря на то, что увидела свет в преддверии революции. Но Толстой на этом не остановился. Он вызвался руководить написанием книги о Будде и составил план на 22 главы. Выходу книги помешала лишь смерть писателя. 

Вся жизнь Толстого — постоянный поиск, непрерывное стремление найти правду и воплотить её в жизнь. Толстовцы,  не смогли жить и мыслить как он,  развивать его учение и превратили в догму как раз самую слабую сторону его учения, а именно -  незрелость его политической мысли,  выродившуюся в мораль бегства и мягкотелости.

 

Непротивление

Но, что значит непротивление злу насилием, если посмотреть на него с точки зрения общественно-исторического опыта? Это значит, что каждый раз, когда мы отвечаем на зло словами и действиями, которые ранят других, мы усиливаем привычку гневаться. Тогда, вне всякого мы сами становимся мишенью для злобных атак недоброжелателей. 

 

 

Непротивление, дает возможность сохранить внутренний покой, когда нас провоцируют. Вместо того, чтобы усиливать в себе болезненную привычку, мы становимся способны поколебать её, просто оставаясь на месте. Каждый раз, когда мы действуем в порыве гнева или подавляем его, мы слабеем, всё больше и больше становясь движущейся мишенью. И спустя годы, мы замечаем, что почти всё приводит нас в бешенство. Другое дело, когда вы просто сидите с пламенем гнева, не действуя и не подавляя его, а лишь наблюдая за ним, вы укрощаете себя и обретаете силу.

Непротивление – это истина относительно того, что вы сами устанавливаете мишень, и только вы можете её убрать. Если, когда вам хочется реагировать, вы остаетесь на месте хотя бы на полторы секунды дольше, чем раньше, вы начинаете разрушать модель агрессии, которая, если вы ей позволите, будет продолжать ранить вас и других бесконечно. 

Но, эту идею непротивления не удалось реализовать, так как в Толстовстве  не было никакой йоги, никаких медитативных дисциплин, никакой экспериментальной методологии, чтобы можно было с её помощью воспроизвести в сознании откровения и интуиции его основателя. Если бы Толстой и его последователи, сделали бы попытку создать духовные практики, то Толстовство, в России, было бы сейчас не менее популярно, чем Буддизм.

Задача творчески развивающегося Толстовства – устранить этот недостаток.

 

Главными принципами Толстовства являются:

  1. всепрощение, 
  2. непротивление злу насилием,
  3. отказ от вражды с любым народом («любите врагов ваших»),
  4. «любовь к ближнему»,
  5. нравственное самоусовершенствование, 
  6. опрощение (минимализм).

Толстовцы, как правило, не употребляют алкоголя и табака.

 

 

Все это необходимо сохранить, адекватно осмыслить и освоить. Перед нами как никогда остро стоит выбор: или найти в себе силу и встать на путь духовного самоосвобождения – или погибнуть в постмодернистской трясине нового средневековья.

 

Иван Наговицын.

Председатель КРОО «Движение Духовного Освобождения».

Продолжение следует: http://антисекта.рф/articles/lev_tolstoj_kak_duhovnyj_uchitel_3/



Расскажите своим друзьям