Духовное освобождение - соединение практической философии и практической психологии.

 

   

«Самое трудное в жизни - это сам человек, потому что он вышел из дикой природы не предназначенным к той жизни, какую он должен вести, по силе своей мысли и благородству чувств».

 Иван Ефремов. «Час Быка».

 

Технический, экономический, социальный прогресс опережает духовно -нравственное развитие человека. Гомо Сапиенс подчинил многие силы природы, но не всегда может подчинить себе силы своей же психики.

Молодой человек, работающий за компьютером, остается все еще, в сущности, тем же  кроманьонцем  что жил  30 тысяч лет назад. Его нередко подводят его же собственные инстинкты. Это усугубляется и способом капиталистического производства и обусловленным им социальным распадом. Человеку трудно вписаться в быстро меняющийся мир. Он испытывает неестественный для него стресс. Природные инстинкты, необходимые для выживания, теперь становятся разрушительной энергией порочной страсти.

Наша цивилизация подошла к рубежу, пройти который она сможет, только существенно изменив себя. Практическое применение философии «духовного освобождения», становится  необходимым условием победы жизнеутверждающих, гуманистических сил над разрушительной стихией буржуазной идеологии: потребления, эгоизма, вседозволенности и жажды удовольствий.

Духовно-нравственное развитие, таким образом, становится для современных людей вопросом жизни и смерти.

Чтобы сохранить свой организм и психику  от саморазрушения, человеку необходима конструктивная философия, этика и психотерапевтическая методика, направленная на восстановление динамического равновесия саморегулирующих  механизмов организма, нарушенных в результате стресса.

 

   

Жизнь диктует условие нашему разуму. Разум ищет высшие смыслы.  Высшие смыслы нуждаются в философском выражении.

Считается что философия – это теория, оторванная от реальной жизни. На самом деле философия задается не только абстрактными и универсальными вопросами о смысле жизни и познании мира, но и может помочь нам в преодолении вполне конкретных жизненных испытаний. Истинная философия, это, прежде всего практика.  Практическая философия – это и есть «духовное освобождение».

О каком «духовном освобождении» мы ведем речь? Не о том ли «освобождении»,  о котором толкуют церковнослужители? Или о том, о котором возвещают политики?

И, да и нет. 

Клир церковный  много говорит только о внутреннем освобождении, а политические партии от либералов до коммунистов говорят только о внешнем, политическом  освобождении.

Жизнь учит, что один путь освобождения  без другого не работает. Людям нужно всецелое освобождение, которое Эрих Фромм  назвал «радикальным гуманизмом».

Можно сказать, что радикальный гуманизм – это аксиология и практическая философия диалектического материализма.

Одного внутреннего освобождения не достаточно. Освобождение от деструктивных факторов бытия  необходимо, потому что они, определяя сознание, уродуют внутренний мир человека, исключение составляют только редкие индивиды. Но, и одного социального освобождения тоже недостаточно. Человек нуждается еще и во внутреннем освобождении — освобождении от оков алчности, невежества и деструктивных эмоций.

«Духовное освобождение» – это такое мировоззрение, которое требует от тех, кто идёт её путём познания себя, смелости и дисциплины, а взамен предлагает свободу и жизнь, наполненную смыслом. Не религиозная вера, а любознательность и широкий кругозор ведут человека к реальному освобождению от гнета внешнего и внутреннего.

Философия «духовного освобождения»  — это совсем немного теории и очень много практики. В сущности, мы подводим практическую философию вплотную к практической психологии.

Практическая реализация гуманистического проекта «Духовное освобождение» возможна в комплексном изучении, освоении и практике таких дисциплин, как: этикаэстетика,  социальная, политическая, экономическая философии в сочетании с индивидуальными и групповыми методами: психоанализааутотренингалоготерапии, терапии искусством, психодрамы, психологического консультирования, психологической коррекции и психологического тестирования.

 

  

Таким образом, данный философско-психологический проект – это совмещение диалектико-материалистического учения о социальной сущности человека и психологической практики духовно-нравственного самоусовершенствования.  Радикальный гуманизм, превращается из философской абстракции в практическую программу социальных преобразований.

Данный проект нацелен на развитие базовых качеств, которые необходимы для улучшения качества личной и общественной жизни: свойств личности самостоятельно мыслящего, осознанно и ответственно действующего человека, понимающего механизмы своей психики, осознающего свою вовлеченность в процесс общественного развития и способного к коллективному действию.

Новое общество и новый человек могут быть созданы только в том случае, если старые мотивации извлечения прибыли и завоевания власти заменит новая цель -- быть, отдавать, понимать; если на смену рыночному характеру придет характер продуктивный, любящий, а на смену религии потребления -- новый, радикально-гуманистический дух.

Отсюда понятно, что выход из сложившейся ситуации для трудящихся только один — коренное изменение общества, коммунизм! А изменение это возможно только тогда, когда власть возьмет в свои руки главная производительная сила современного общества — рабочий класс, покончив раз и навсегда с господством последнего в человеческой истории класса паразитов и эксплуататоров — буржуазии. 

Перед человечеством стоит задача построения не торгашеского общества, а коммунистического, то есть человеческого общества, освобожденного от торгашества, а, следовательно, от частной собственности. Коммунизм, как обобществившееся человечество, возвратит человеку его человеческую, гуманную сущность.

 

 

Коммунизм, в качестве снятия частной собственности, означает требование действительно человеческой жизни и становление практического гуманизма. И только на этом социально-экономическом базисе – духовное освобождение станет философской надстройкой общества в полной мере. На сегодняшний день – «духовное освобождение»  это только психологическое состояние приготовления к обществу социальной справедливости будущего - коммунизму.

Иван Наговицын.

    

Расскажите своим друзьям