ЕРЕСЬ ЖИДОВСТВУЮЩИХ

 

   

«Ересь жидовствующих»  — православно-церковное название для ряда разнородных религиозных движений. Часто используется применительно к сформировавшейся в последней четверти XV века, не вполне однородной по социальному составу и идеологической ориентации группе вольнодумцев, главным образом, в Великом Новгороде и Москве.  

«Ересь жидовствующих»  – уникальное явление для средневековой Руси. Дело в том, что само слово «жидовствующие» ранее использовалось исключительно для обозначения религии евреев. И то же время стоит отметить, что никакая религия, кроме православия, не считалась «истиной» на высшем уровне, и поэтому если оппоненты даже и не истреблялись, то их деятельность ограничивали.

В средневековой Руси придерживаться другой веры могли в основном только иностранные торговцы. Ведь была, к примеру, московская компания (Muscovy Company) англичан. Эти люди имели право жить в России и не принимать православие.

Со стороны государства было невыгодно ограничивать религиозную свободу таких людей, но всем заморским купцам было запрещено заниматься миссионерской деятельностью. Они поддерживали только деловые отношения со своими торговыми партнерами  и представителями местной знати.

Наиболее развитыми тогда были именно торговые города вроде Новгорода. Но развитие понималась тогда не так, как сегодня. В среде торговцев было больше всего образованных людей, которые стремились, чтобы государство удовлетворяло именно их интересы, а не интересы бояр, дворян или помещиков. Именно такой корыстный интерес делал из торговой элиты «разжигателей розни», которые были против феодальных устоев.

Объяснить их «оппозиционность» можно просто, поскольку их социальный статус был ниже, чем у дворян и духовенства. Понятно, что их, как наиболее образованных и «выгодных» для государства, это злило. Но в ту пору не существовало никаких политических партий, никаких «альтернативных» идейных течений выражавших их интересы. И поэтому они сами организовывали своеобразную «оппозицию»: от различного рода тайных обществ до религиозных движений.

Не удивительно поэтому, что именно в Новгороде приходилось так часто «наводить порядок». И «герой» Невский там наводил порядок, и Иван III, и Иван Грозный устраивал погромы. Князьям постоянно приходилось отстаивать свою власть силой.

 

Уничтожение новгородского веча

Именно в таких условиях всегда и зарождались «ереси» и «расколы», и «ересь жидовствующих»  – это именно характерный пример такой классовой борьбы нарождающейся российской буржуазии. Священноначалие купцы не особо жаловали, поскольку считали их своими конкурентами. Клерикалы не только имели разного рода привилегии, но и нередко занимались торговлей и ростовщичеством. И при этом, их статус был выше.

Понятно, что истинные причины русских буржуа не связаны с тем, что они прямо-таки мечтали всех «просветить». На самом деле они просто хотели стать «как дворяне», но к ним относились почти как к простолюдинам, а если они смели возражать, то их жестко подавляли.

Стоит отметить, что «ересь жидовствующих» на самом деле никакого отношения ни к иудаизму, ни к евреям не имела. Это было  христианское движение Реформации, которое еще только зарождалось в Европе, но только ближе к унитарианскому толку Фауста Социна, Хуана де Вальдеса и Мигеля Сервета, нежели к течению Лютера, Цвингли и Кальвина.

«Жидовствующие», как и западные протестанты отрицали монашество и церковную иерархию, отвергали поклонение иконам, мощам и кресту. Строгие монотеисты, они не признавали божества Иисуса Христа, полагая его сыном человеческим, и пророком, подобным Моисею. По некоторым свидетельствам, не верили они и в загробную жизнь.

В торговой среде подобные идеи воспринимались положительно. По большому счету основной тезис движения – это «верное понимание Библии». Т. е. еретики считали, что «церковные попы» – это невежды, которые обсуживают интересы князей и дворян, но не следуют «заветам Христа». В качестве доказательств они цитировали места из Библии, которые были наиболее удобны для конкретной ситуации. Оппоненты, понятно, делали то же самое.

Правда, официальная церковь вовсе не обязана была вступать в полемику с оппонентами,  поскольку любая ересь каралась сметной казнью по закону. Сам ярлык «жидовствующие», естественно, использовался официальной церковью в пропагандистских целях. Причем зачастую против различных религиозных течений. Сами сторонники этого движения, скорее всего, предпочли бы название вроде «истинное христианство» или нечто подобное.

Вероятно, наиболее массовым было течение, которое зародилось в Новгороде, поскольку к нему примкнули не только торговцы и городская беднота, но и бояре, и даже князья, т. е. речь шла о полноценном реформаторском антифеодальном движении.

 

  

Академик Лихачев считал, что:

«По-видимому, ереси эти не имели какого-либо законченного и упорядоченного учения… Вероятнее всего, это даже была не ересь, сколько движение вольнодумцев. Это было по всей вероятности гуманистическое течение» (Д. С. Лихачёв. Развитие русской литературы X—XVII веков. Эпохи и стили).

Речь идет об эклектике, т. е. христианство и какие-нибудь философские системы, актуальные на тот момент в Европе.

Очевидно, что со временем клерикалы начали замечать «неладное», но справиться с ситуацией сами не могли, поскольку ересь поддерживалась в значительной мере местной элитой. Не исключено что местная аристократия считала, что за этим течением, будущее России. Да и финансовые возможности молодой буржуазии были уже немалые. Среди сторонников «протестантов» были даже священники, которые, понятно, отправляли другой культ «тайно», получая выгоду и от официальной религии, и от еретического течения.

Со временем в среде элиты стали обсуждать различные вопросы, связанные с религией. Движение начало распространяться в Москве. Например, Федор Курицын – государственный деятель и боярин - тоже был сторонником этого течения. Более того, он даже в разговорах с Иваном III пытался доказать, что монастыри вообще не нужны, их необходимо закрывать, дабы использовать средства более рационально. В самом начале его слушали с интересом, но затем,  когда движение стало популярным, Курицына и его сторонников  просто заточили в монастыре. Далее судьба Федора неизвестна. Известно только, что его брата Ивана казнили за «ересь».

Ересь использовалась именно в качестве организующей идеологии, т. е. вокруг нее собиралась политическая элита, которая планировала взять власть или, по крайней мере,  упрочить свое влияние. Именно поэтому в скором времени борьба с «протестантским» течением стала усиливаться. И духовенство православной церкви на этот раз выполняло свою прямую задачу – обсуживали интересы государства, гарантируя сохранность нынешнего режима, выступая против социально-экономических преобразований.

Возникли две основные противоборствующие партии. Это, во-первых, партия бояр и церковников, которые выступали за расширение привилегий для себя за счет всех остальных, а с другой стороны, партия купцов и примкнувших к ним разного рода классовых перебежчиков из числа духовенства, бояр и даже князей.

Примечательно, что еретики на самом деле добились значительных успехов, что в одно время их даже поддержал митрополит Зосима, несмотря на то, что они принципиально выступали против монастырей, а также против привилегий официальной церкви. Т. е. в случае их победы, очевидно, Церковь бы уже тогда лишилась некоторых привилегий, а не при Петре I. К слову, именно Петр реализовывал во многом то, о чем мечтали эти «протестанты»  (вроде братьев Курицыных). Они не ставили перед собой утопических  задач. Все было выполнимо, но у их политических противников тогда сил оказалось больше.

Примечательно, что отдельные церковники (в частности, Волоцкий) предусмотрели возможность победы еретического антифеодального движения. И поэтому он заранее писал, что если их представитель победит, то:

«таковый царь не Божий слуга, но диавол, и не царь есть, но мучитель».

Т. е. не «всякая власть от Бога», а несколько иной подход. Все это обусловлено тем, что Церкви тогда принадлежала почти треть всей русской земли, т. е. потерять клерикалы могли многое. Впрочем, это было неизбежно, что и подтвердила история.

 

  

Ясно, что в самом начале отдельных еретиков не преследовали потому, что они были из высшего общества, но в итоге их стало слишком много, и их влияние могло стоить дорого не только церковникам, но и для высшей знати. Поэтому в итоге Ивана III убедили в том, что уничтожение еретиков, в том числе знатных людей, - это жестокая необходимость.

Когда он дал добро – началось самое ужасное. Сразу же после того, как их прокляли, архиепископ Геннадий Новгородский:

«повелел посадить их на коней, на вьючные сёдла, спиной к голове коня, чтобы смотрели они на запад, в уготованный для них огонь, одежду же их повелел надеть задом наперёд, а на головы повелел надеть им заострённые берестяные шлемы, будто бесовские; еловцыя на шлемах были из мочала, венцы — из соломы вперемешку с сеном, на шлеме была надпись чернилами: «Вот сатанинское войско». И приказал архиепископ водить их по городу, и всем встречным приказал плевать в них и говорить: Это враги Божии и хулители христиан. После же повелел сжечь шлемы, бывшие у них на головах. Так поступил этот добрый пастырь, чтобы устрашить нечестивых и безбожных еретиков — и не только их устрашить, но и всем показать зрелище, исполненное ужаса и страха, чтобы видевшие его укрепились в правой вере» (Геннадий, архиепископ Новгородский, блаженный).

Хорошая мера, для тех кто призывает «возлюбить ближнего своего»! Однако это только первый шаг, затем последовал собор 1504 года, после чего еретиков начали массово истреблять:

«Конец влияния жидовствующих совпал с церковным собором 1504 года, постановившим предать „жидовствующих“ расправе. Практически все значимые проповедники из числа „жидовствующих“ сложили головы на плахе; казни предварялись пыточными дознаниями и вырыванием языков. В Новгороде сожгли архимандрита Кассиана и Некраса Рукавого, остальных отправили в заточение по тюрьмам и монастырям. Всех еретиков предали церковному проклятию „со всеми их поборниками и соумышленниками“» (Пушкарев Л., Пушкарева Н. Жидовствующие).

Затем Иосиф Волоцкий набросился на митрополита Зосиму, который, так сказать, служил и нашим и вашим. Волоцкий сообщил, что:

«После посечения и растерзания этих стремившихся ко аду псов, сыновей погибели, вскормленных ядом жидовства, ещё оставался великий поборник дьявола, головня содомского огня, змей многотысячеголовый, пища для геенского огня, новый Арий, худший, чем Манес, первенец сатаны, гнуснейший злодей Зосима — он, как уже было ранее сказано, был посажен на святой престол. <...> Гнусный идолопоклонственный волк, облачившийся в пастырскую одежду, напоял ядом жидовства встречавшихся ему простолюдинов, других же этот змей погибельный осквернял содомским развратом. Объедаясь и упиваясь, он жил как свинья и всячески бесчестил непорочную христианскую веру, внося в неё повреждения и соблазны» (Сказание о новой ереси новгородских еретиков. Волоцкий).

 

  

Это было бездоказательное заявление, поэтому Зосиму никто даже не отлучил от Церкви.

Завершилась история, видимо, тогда, когда ключевых сторонников «ереси» ликвидировали. Казнили их так:

«В специально построенную клетку заключили Ивана-Волка Курицына, Дмитрия Коноплёва и Ивана Максимова и сожгли их вместе с клеткой на льду Москвы-реки» (Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф., А. И. Клибанов).

Ничего такого необычного в этой ереси на самом деле не было. Подобные группы появлялись во многих странах в ту пору. И, как известно, когда уже развивался протестантизм в западных странах, во многих случаях закрывались монастыри, проводилась секуляризация церковных земель. Уничтожая противников, церковники только чуть отодвинули момент секуляризации церковных земель на Руси, не более того.

«Ересь жидовствующих» оказала заметное влияние на дальнейшее развитие русского сектантства последующих веков. Оно оказало влияние на Матвея Башкина, а Башкин, каким-то образом оказал идейное  влияние на основателей «духовного христианства».

«О происхождении своего учения я слышал от молокан следующее: вера наша, говорили мне, пошла на Руси от Матвея Семеновича; он жил давно, назад тому лет триста, при царе Иване Грозном, и был замучен: его живого сожгли. От многих гонений вера наша, после того умалилась и ослабела, а тому назад лет пятьдесят или поболее подкрепил и подновил ее Семен Уклеин. Впрочем, прибавляют они, с тех пор как христианство стоит на земле, все истинные поклонники Божества так верили и до конца мира будут верить как мы. Упоминаемый ими Матвей Семенович не кто иной, как Башкин, осужденный в Москве в 1553 году.» (Николай Иванович Костомаров, журналъ «Отечественные записки», 1869 год.)

Стоит упомянуть Матвея Семёновича Башкина (XVI век) — представителя русского религиозно-реформационного движения, продолжавшего антифеодальную борьбу «жидовствующих» против крепостничества.

Поскольку никаких сочинений Башкина не сохранилось, судить о его учении можно лишь по репликам противников. Так, из посланий митрополита Макария в Соловецкий монастырь и царя к Максиму Греку узнаём, в чём состояла ересь Башкина и его последователей:

1) Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа неравна Его Отцу поведают;
2) честное и святое тело Его и честную и святую кровь Его ни во что ж полагают, но токмо прост хлеб и просто вино вменяют;
3) святую и соборную апостольскую церковь отрицают, глаголюще, яко верных собор — сие есть токмо церковь, сия же зданная ничтоже есть;
4) божественныя плоти Христовы воображение и Пречистыя Богоматери и всех святых Его честных икон изображение идолы нарицают;
5) покаяние ни во что же полагают, глаголюще: как престанет грех творити, аще у священника и не покается, несть ему греха;
6) отеческое предание и их жития баснословие вменяют;
7) вся божественная писания баснословие нарицают, апостол же и евангелие не истинно излагают.

Идейное влияние «жидовствующих» здесь вполне очевидно.

В конце XIX  и начале XX вв. «ересь жидовтсвующих» воскресла в философии Льва Толстого, которого Ленин называл «зеркалом русской революции».

 

  

Итак, «ересь жидовствующих» - это специфическое русское антифеодальное, христианское  движение выступавшее под «знаменем церковной реформации». Никакого отношения к иудаизму не имевшее.  Движущей силой этого религиозного течения являлась политическая борьба зарождающейся русской буржуазии против феодальных порядков, поддерживаемых Церковью и властью Великого Князя.

Поражение «жидовствующих» в России, как и «гугенотов» во Франции, временно замедлило наступление мировой буржуазной революции, но, в конечном итоге, так и не смогло ее остановить. Сегодня капитализм торжествует во всем мире и духовенство Католической и Православной церквей, давно уже обслуживают эту господствующую социально-экономическую систему и возносят за нее молитвы по всему миру.

Теперь этот ярлык -  «жидовствующие»,  клерикалы клеят к выразителям философии рабочего класса – «марксистам». Нередко можно услышать нелепое словосочетание «жидовский интернационал», которое клерикалы и их подручные произносят с особенной злостью. Впрочем, это уже другая история…

Владимир Кузнецов.

 

Расскажите своим друзьям