Философия рабочего класса - 3

 «Марксизм не является несгибаемой доктриной или бесплодной догмой. Изменяется общество, растет пролетариат, развивается наука. Новые формы и явления возникают в капитализме, в политике, в науке, какие Маркс и Энгельс не могли предвидеть или предположить. Но созданный ими метод исследования, сохраняет свое значение в качестве превосходного гида или инструмента по направлению к пониманию и интерпретации новых событий. Пролетариат, чрезвычайно усиленный капитализмом, сегодня только достигает порога его революции и марксистского развития. Марксизм только сейчас начинает играть его роль, как живую силу в пролетариате. Поэтому марксизм является живой теорией, которая растет вместе с ростом пролетариата и с задачами и целями классовой борьбы».

Антон Паннекук. 

     

   

Итак, поговорив об исторических истоках марксистского гуманизма, постараемся в тезисном изложении осмыслить основные понятия рабочей марксистской философии, собрав воедино основные мысли классиков марксизма и их современных последователей.


I. Гносеология

1.  Мы убеждены в объективном характере истины, который определяется объективностью материального мира. 

2.  Отдельные люди и даже целые народы могут увлекаться некоторой доктриной, верить в нее и страстно желать, чтобы весь мир считал ее за истину, но, если она не соответствует реальному положению вещей, она будет объективно ложна и рано или поздно это обнаружится. 

3. Инструментом познания законов природы общества и человеческого мышления является диалектический метод, т.е. философский вывод о том, что природа и человеческое общество подчинены объективным законам развития и в раскрытии механизма данного инструментария. Согласно этому методу процесс мышления, то есть идеальное, «есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (Маркс К. Капитал).

4.  Для материалиста - диалектика творцом действительного является бесконечно движущаяся материя, а не процесс мышления как для диалектика - идеалиста.

5. Человеческое диалектико-материалистическое (научное) мышление способно познать эти законы.

6. Диалектико-материалистическое, научное мышление базируется на том, что окружающий нас мир материален. Он создан природой, а не богом. Единство мира состоит в его материальности.

7.  Диалектико-материалистическое мышление отражает в познании объективные законы развития.

8. Человеку для того, чтобы ориентироваться в окружающей действительности нужно и удобно отделить себя, свое личное «я» от остального мира. Это делается для предотвращения путаницы информации о себе и о мире. Поэтому сознание с точки зрения этого акта есть субъективный (то есть произведенный мыслями и чувствами человека) идеальный (виртуальный) образ объективной действительности, то есть материи в данном смысле. Но то же самое сознание с точки зрения мироустройства в целом есть высшая форма развития такого свойства материи, как отражение, а точнее – свойство особым образом организованной материи, которая есть всеобщая и единственная субстанция.

 

 

 

II. Физика

1.  Материя - это философское понятие, которым обозначается объективная реальность, данная людям в их ощущениях (Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм). Данное определение материи относится только к сфере познания мира, но не к пониманию самого мира. При этом под материей понимается субстанция, т.е. сущность, лежащая в основе всего сущего. Субстанция это то, что не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя. Абсолютная самодостаточность. Бытие во всяком бытии. Субстанция несотворима, неуничтожима, вечна, бесконечна, безначальна, беспредельна. Она просто есть. Все есть она. Все остальное – ее продукты и свойства.( и сознание –одно из них). Отсюда следует один очень простой вывод: материя – это все. А раз так, то нет в мире ничего равнозначного материи, кроме нее самой. И сама она и есть мир. (Энгельс Ф. Диалектика природы. – М.: Политиздат, 1975. – С. 221.).

2.  Природа – есть материя. Она существует независимо от чьего-то мышления. «Она есть та основа, на которой выросли мы, люди, сами продукты природы. Вне природы и человека нет ничего, и высшие существа, созданные нашей религиозной фантазией, это – лишь фантастические отражения нашей собственной сущности». (Энгельс Ф. Людвиг Фейербах…).

3. Способом существования материи, материальной природы является ее движение или самодвижение. «Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, т. е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением» (Энгельс Ф. Диалектика природы. – М.: Политиздат, 1975. – С. 50.).

4. Самодвижение это всякое изменение вообще, всякое взаимодействие объектов.

5. Самодвижение выступает как единство изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности, абсолютного и относительного.

6.  Самодвижение осуществляется в пространстве и во времени.

7.  Пространство и время являются формами существования материи.

8. Природа общество и человеческое мышление находятся в постоянном изменении, движении. Они взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены.

 

   

9.  Развитие – это направленное, закономерное изменение, в результате которого накопления количественных изменений, возникает новое качественное состояние объекта — его состава или структуры. В результате развития, накопления количественных изменений, возникает новое качественное состояние объекта — его состава или структуры. Различают два способа развития: эволюционную, связанную с постепенными количественными изменениями объекта и революционную, характеризующуюся качественными изменениями в структуре объекта (революция). Развитие, как правило, происходит эволюционно-революционным путем. Выделяют восходящую линию развития (прогресс) и нисходящую (регресс).

10.  Развитие природы, общества и человеческого мышления подчинено трем основным универсальным диалектическим законам.

11.  Механизм движения (развития) выражает диалектический закон единства и борьбы противоположностей. Закон единства и борьбы противоположностей дает действительное объяснение движения, как любого изменения и развития материи, вскрывая это развитие как процесс саморазвития, самодвижения материи в целом и ее отдельных форм. Процесс самодвижения, саморазвития, осуществляется за счет взаимодействия противоположностей, различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления в природе, в обществе или в процессе мышления.

9.  Самодвижение, развитие материи происходит в процессе нарастания борьбы и обострения внутренних противоречий, которые неизбежно приводят, в конечном счете, к скачку, к уничтожению данной формы материи, к ее переходу в новую форму.

10.  Место отмирающей действительности занимает новая, жизнеспособная действительность, занимает мирно, если старое достаточно рассудительно, чтобы умереть без сопротивления, – насильственно, если оно противится этой необходимости. Этот процесс абсолютен так же, как абсолютно движение, развитие.

11.  Диалектический закон количества и качества показывает процесс образования нового качества в ходе развития, как результат количественных изменений.

 

   

12. Поступательную (прогрессивную) направленность развития определяет диалектический закон отрицание отрицания. Согласно этому закону развитие не является прямолинейным, оно идет по спирали. Всякое новое, более совершенное, формируется из старого. При этом новое отрицает старое. Однако первое отрицание происходит таким образом, чтобы второе осталось или стало возможным. Для каждого вида предметов, как и для каждого вида представлений и понятий, существует, следовательно, свой особый вид отрицания, такого именно отрицания, что при этом получается развитие.

13.  Абсолютным представляется лишь природа как таковая, существующая вне и независимо от человеческого познания, вечно изменяющаяся и бесконечно многообразная.

14.  Мы убеждены, что человек появился в результате естественного развития, что он часть природы, но превосходит ее, будучи наделен разумом и самосознанием.  Хотя развитие вселенной не имеет перед собой никакой заранее установленной цели, человечество – это такая часть природы, которая ставит перед собой цели и борется за их осуществление.

15. Сущность человека вполне познаваема – это «совокупность всех общественных отношений», ибо в действительности существуют не абстрактные индивиды, а люди, принадлежащие к определенной общественной формации.

16.  Сущность человека заключается также в противоречии, заложенном в его существовании, и это противоречие вынуждает человека действовать в поисках его разрешения. Человек не может оставаться нейтральным и пассивным перед лицом этой экзистенциальной дихотомии. Существование человека как человека ставит перед ним вопрос, как преодолеть раскол между собой и внешним миром для достижения чувства единения с ближними и с природой. Человек должен отвечать на этот вопрос каждое мгновение своей жизни. И не только, или даже не столько мыслями или словами, сколько тем, как он живет и действует. 

 

 

 

III. Этика

1. Прежде чем говорить о смысле жизни, необходимо выяснить, что это такое в тесной диалектической связке с предназначением жизни человека и его целью.

2. Смысл жизни – это осмысленное человеком назначение его жизни. Назначение жизни человека – это многослойная система обусловленностей различной степени абсолютности и относительности. Это то, к чему человек предназначен вне его воли и желания. Формы: биологическая, социальная и духовная. Степень свободы воли человека и, следовательно, целеполагания, в этих формах разная.

3. Цель жизни человека – это должное, некий образ, сформированный им в своём сознании, который он хочет реализовать в объективной или субъективной жизни. Свои цели человек может ставить и без осмысления своего предназначения и иногда они даже могут приводить к позитивным результатам, но в конечном итоге человек тогда становится по-настоящему деятельным и сознательным существом, когда предназначение, смысл и цель жизни человека соответствуют друг другу.

 4.  Существуют немногие доступные познанию ответы на этот вопрос о существовании, и они могут быть сведены к двум основным альтернативам. Одна из альтернатив связана с попытками человека вновь обрести гармонию с природой путем регресса к дочеловеческим способам существования, за счет элиминирования специфически человеческих качеств - разума и способности любить. Другая ставит целью полное развитие человеческих возможностей и установление новой гармонии с ближними и с природой. 

5.  Мы убеждены, что первый путь обречен на неудачу. Он ведет к смерти, разрушению и страданию, а не к росту человека, не к его гармонии и силе. Напротив, вторая альтернатива исключает алчность и эгоцентризм, требует дисциплины, воли и внимательного отношения к тем, кто способен указывать путь. И хотя этот путь трудный, только он имеет шансы на успех, ведь даже если цель еще не достигнута, активность и усилия, направленные на ее достижение, уже оказывают объединяющий, интегрирующий эффект, мобилизующий энергию человека. 

 

  

6.  Основной выбор человека - это выбор между жизнью и смертью. Каждый поступок предполагает этот выбор. Человек свободен сделать свой выбор, но свобода эта ограничена. Существует много благоприятных и неблагоприятных моментов, которые влияют на человека - его психологическая конституция, особенности социального окружения, семья, учителя, друзья случайные и выбранные. Задача человека - расширять пространство своей судьбы, укреплять то, что содействует жизни, в противоположность тому, что ведет к смерти. Говоря о жизни и смерти, я имею в виду не биологическое состояние, а способы бытия человека, его взаимодействия с миром. Жизнь означает постоянное изменение, постоянное рождение. Смерть означает прекращение роста, окостенелость, зацикленность. Несчастная судьба многих людей - следствие несделанного ими выбора. Они ни живые, ни мертвые. Жизнь оказывается бременем, бесцельным занятием, а дела - лишь средством защиты от мук бытия в царстве теней. 

7.  Мы убеждены, что ни жизнь, ни история не обладают конечным смыслом, который в свою очередь придавал бы смысл жизни отдельных людей или оправдывал бы их страдания. Однако, если учесть противоречия и слабости, с которыми сопряжено существование человека, то вполне естественными оказываются его поиски "абсолюта", дающего ему иллюзию определенности и освобождающего его от конфликтов, сомнений и ответственности. Но не бог, в какие бы теологические, философские или исторические одежды его ни облачали, посылает человеку спасение или приговор. Только сам человек может найти для себя цель своей жизни и способы ее достижения. Бесплодны поиски спасительных глобальных или абсолютных ответов, но можно стремиться к такой глубине, силе и ясности жизненного опыта, которая дает силы жить вне иллюзий и быть свободным. 

8.  Столкновение с реальностью может пробудить дремлющие в человеке силы и помочь ему выбрать жизнь в противоположность смерти.

9.  Мы знаем только два пути, ведущие к выбору добра. Первый заключается в служении и подчинении моральным устоям. Этот путь может оказаться эффективным, но нужно помнить, что в течение тысячелетий лишь немногим удалось соответствовать даже требованиям Десяти Заповедей. Гораздо большее число людей совершали преступления, когда люди, облеченные авторитетом, называли их благом. Второй путь - развивать чувство добра, делая хорошее и правое. Говоря о чувстве добра, мы имеем в виду знакомое многим чувство повышенной включенности в жизнь, когда человек находит подтверждение своих возможностей и своей идентичности. 

10. Идя за Марксовыми тремя формациями («первичную» - доэкономическую, «вторичную» - экономическую и «третичную» - коммунистическую, постэкономическую) , мы видим и соответствующие морфологические моральные клеточки формаций. Первичная формация основана на моральной норме, утверждаемой общественным мнением, вторичная формация – на экономическом интересе, третичная – на ценности. Именно ценность есть основа коммунистической морали вообще и моральные ценности в частности.

 

  

11. У  человека есть способность к самосовершенствованию. Однако наличие способности к самосовершенствованию - лишь необходимое условие достижения человеком своей цели, но не достаточное. Если человек не сделал свой выбор в пользу жизни и развития, то он с неизбежностью становится разрушителем, превращаясь в живой труп. Греховность и утрата себя так же реальны, как добродетель и включенность в жизнь, и составляют вторичный круг возможностей человека, в который он попадает в том случае, если он выбирает отказ от реализации своих первичных возможностей. 

12.  Мораль необходима, ибо указывает, как вести себя в мире человеческой цивилизации. Она позволяет определить некие принципы, общие правила жизни в обществе. Солидарность, сочувствие, благородство, поддержка нуждающихся, честность, дружеское, доброжелательное отношение к другим, скромность, солидарность разных поколений – вот сокровища, являющиеся моральным наследием всего человечества. Без этих качеств жизнь в обществе невозможна. Вот почему люди всегда ценили их, а равнодушие к другим, грубость, жадность, зависть, надменность и тщеславие, непорядочность и лживость во все времена вызывали неодобрение и возмущение.

13.  Мораль как таковая служит тому, чтобы способствовать социальным побуждениям в противовес антисоциальным, в интересах сохранения человеческой общности. Она помогает направить энергию людей на благо всех. И возможность осуществления этого на практике зависит от способа производства, соотношения общественных сил и пр.

14.  История человеческой морали – это не только история морали правящего класса; угнетенные классы имеют свои собственные этические ценности, которые сыграли революционную роль в развитии человечества. Мораль – не производная эксплуатации, государства и религии, будущее – если оно возможно – за той моралью, которая отрицает эксплуатацию, государство и религию.

15.  Пролетариат – единственный класс в истории, который может, сбросив оковы отчуждения, развив свое сознание, укрепив единство и солидарность, освободить мораль, а значит, человечество, от лицемерного морализаторства, вызывающего чувство вины, жажду мести и искупления.

 

   

16.  Мораль коренится в социально-экономических отношениях и классовых интересах. Но одновременно ее роль не только в регулировании воспроизводства существующих социальных структур, но и в возникновении новых общественных отношений. Мораль может либо замедлять, либо ускорять исторический прогресс. Она, порою прежде философии и науки, отражает изменения, подспудно происходящие в недрах общества.

17.  Хотя мораль в каждом обществе носит классовый характер, мы не должны упускать из виду, что в ней находят отражение положительные человеческие качества, которые способствуют сохранению человеческой общности на каждой стадии его развития. Пролетарская мораль содержит больше элементов, представляющих ценность для всего человечества, чем мораль других общественных классов, ибо ей, а не буржуазной, принадлежит будущее. Один лишь пролетариат способен дать ответ на вопрос о происхождении и сущности морали, поскольку ключом для понимания ее истории служит перспектива строительства единой человеческой общности – коммунистического строя. Пролетариат – первый класс в истории, у которого нет своих частных интересов; он объединен подлинной социализацией производства, которая является материальной базой качественно более высокого уровня человеческой солидарности.

18. Капиталистический пролетариат – это неимущие лица наемного исполнительского труда, приносящие прибавочную стоимость, или «производительные рабочие» по терминологии К. Маркса (Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т.1 // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. М., 1961.  Т.23. С.517.). Эту категорию нельзя путать с «рабочим классом», то есть непосредственным производителем материальных благ, даже, несмотря на то, что в процессе капиталистического развития они одно время почти совпадали. Суть «рабочего класса» показал Ф. Энгельс: «Но никогда, с тех пор как возникли классы, не было такого времени, когда общество могло бы обходиться без рабочего класса. Название, социальное положение этого класса изменялось; место раба занял крепостной, которого в свою очередь сменил свободный рабочий – свободный от крепостной зависимости,  но  свободный  также  и  от  обладания  чем  бы  то  ни было на земле, кроме своей собственной рабочей силы. Но всякому ясно: какие бы изменения ни происходили в высших, непроизводящих слоях общества, общество не может существовать без класса производителей» (Энгельс Ф. Общественные классы – необходимые и излишние // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. М., 1961. Т. 19. С.296.) . Со временем с развитием научно-технического прогресса разрыв между рабочим классом и капиталистическим пролетариатом стал нарастать: все больше представителей последнего выходили из рядов этого класса.

19. Итак, коренное отличие рабочего класса – это непосредственное создание материальных благ. И тогда те, кто создают духовные блага, не могут считаться рабочим классом. Однако некоторые из них могут создавать прибавочную стоимость и являются, поэтому, капиталистическими пролетариями. В отличие от них менеджеры – это имущие либо неимущие лица наемного управленческого труда, участвующие в создании прибавочной стоимости.

 

  

20. У современного типа рабочего класса, то есть у капиталистического пролетария, к сожалению, есть свой частный интерес – подороже продать свою рабочую силу. И поэтому он способен только взломать старый строй. Построить же новое общество должен уже новый тип рабочего класса – коммунариат, т.е. пролетарии, вставшие на путь коммунистического самовоспитания и коммунарской, коллективистской самоорганизации задолго до взятия в свои руки политической власти.

21.  Борьба рабочего класса за коммунизм, бесспорно, являет собой высшее достижение человеческой морали. Это означает, что рабочий класс унаследовал все накопленные цивилизацией духовные богатства, развил их на качественно более высоком уровне и тем самым сберег от негативных последствий распада капитализма. Одной из основных целей коммунистической революции является победа общественных инстинктов над антиобщественными побуждениями. 

22.  Рабочий класс в своем развитии воспринял и давние правила общежития, и последние достижения культуры морали. Ибо такие элементарные принципы, как недопустимость воровства и убийства, представляют собой не только основы солидарности и взаимного доверия в рабочем движении, но и надежно ограждают от проникновения чуждого морального влияния буржуазии и люмпен-пролетариата.

23.  Для рабочего движения представляют крайнюю важность развитие общественной жизни, забота о ближних, защита детей, стариков, тех, кто слаб и нуждается в помощи. Хотя любовь к человечеству не является исключительной прерогативой пролетариата, как утверждал Ленин, она представляет собой для рабочего класса важнейший фактор, помогающий преодолеть неопытность, узость ума и отсталость непролетарских эксплуатируемых слоев и классов.

24.  Солидарность для рабочего класса – не только инструмент, которым можно воспользоваться при необходимости. Это – сама сущность борьбы и каждодневного существования рабочего класса. Вот почему организованность его борьбы служит живым проявлением солидарности. Высшим проявлением человеческой солидарности, нравственного прогресса, достигнутого обществом в настоящий момент, бесспорно, является пролетарский интернационализм. Этот принцип необходим для освобождения рабочего класса и лежит в основе будущего коммунистического общества. Важнейшее значение пролетарского интернационализма, отстаивать который может лишь рабочий класс, показывает, что именно этот последний стоит выше других социальных классов и слоев. Для сознательных рабочих жизненно важно освободиться от образа мыслей, свойственного массе обывателей, противопоставить морали правящего класса свою собственную мораль. Солидарность – не только необходимое средство строительства коммунистического общества, она лежит в самой основе последнего.

 

   

25.  Рабочему классу не нужны моральные иллюзии и ненавистно лицемерие. Он заинтересован в том, чтобы очистить мораль от заблуждений и предрассудков. Будучи первым социальным классом, обладающим научным пониманием общественных процессов, пролетариат единственный может оценить столь важный аспект морали, как стремление к правде. Не случайно такое название («Правда») носила газета партии большевиков.

26.  Как и солидарность, истина обретает для рабочего класса новый и глубокий смысл. В то время как капитализм не может существовать без лжи и обмана, скрывает социальную действительность, представляя человеческие отношения как взаимоотношения между вещами, – пролетариат стремится к истине, ибо она необходима для его освобождения. Вот почему марксизм никогда не старался приуменьшить серьезность препятствий на пути к победе, не отказывался признавать поражения. Труднее всего быть честным перед самим собой. Это верно и для каждого человека, и для класса в целом. Разумеется, подобное стремление понять себя может оказаться мучительным, и его не следует абсолютизировать. Однако самообман прямо противоречит интересам рабочего класса.

27.  В то же время борьба за коммунизм ставит перед рабочим классом новые проблемы, имеющие, в том числе, этические аспекты. Например, желание взять власть поднимает вопрос о соответствии интересов рабочего класса интересам человечества в целом, которые на данном этапе истории совпадают во многом, но не целиком. Когда встает необходимость выбора между социализмом и варварством, рабочий класс осознанно должен взять на себя ответственность за судьбу всего человечества.

28.  Моральные устремления человека основаны на социальных побуждениях и включают в себя бессознательные, полусознательные и сознательные компоненты; по мере развития человечества роль сознательного фактора возрастает вплоть до того, что для революционного пролетариата этика, основанная на научной методологии, постепенно становится руководством к поведению; а в том, что касается чистой совести, моральный прогресс неотделим от развития сознания, в отличие от чувства вины. Человек все больше осознает не только свою ответственность перед собственной совестью, но и обретает способность судить, насколько его действия соответствуют его моральным ценностям и убеждениям.

 

   

29.  Каждый общественный класс стремится отождествить «благо» и «добродетель» со своими собственными интересами. Однако интерес и мораль не тождественны. Классовое влияние на общественные ценности крайне сложно и многопланово, поскольку включает в себя роль данного класса в производственном процессе и классовой борьбе, его традиции, цели и ожидания на будущее, его вклад в культуру и то, как все это проявляется в образе жизни, эмоциях, предчувствиях и устремлениях.

30.  Что же касается взаимоотношений цели и средств, проблему было бы корректно сформулировать следующим образом: цель не оправдывает средства, она влияет на них и наоборот. Они взаимно определяют, обуславливают друг друга. Более того – и цель, и средства есть лишь звенья в исторической цепи, где каждая цель, в свою очередь, является средством для достижения новой, более высокой цели. Вот почему необходим тщательный методологический и этический подход к процессу, который должен рассматриваться на всем своем временном протяжении, а не только в настоящий момент. Средства, не служащие достижению данной цели, лишь отдаляют ее, уводят в сторону. Рабочий класс, например, не может победить буржуазию, используя ее оружие. Мораль рабочего класса исходит одновременно из социальной реальности и социальных эмоций. Вот почему она не приемлет ни догматического отрицания насилия, ни безразличия к используемым средствам. Представление о том, что «цель оправдывает средства», на деле отрицает превосходство пролетарской революции над буржуазной. Одновременно забывается, что чем больше стремления класса отвечают благу всего человечества, тем больше нравственной силы придает это классу.

31.  Отсюда следует, что использование силы и хитрости против классового врага необходимо, а проявлений классовой ненависти и антиобщественной агрессии избежать будет нелегко. Но рабочий класс не может оставаться равнодушным к таким проявлениям. Даже когда он прибегает к насилию, он не должен забывать, что цель его – просвещать умы, а не уничтожать их. Рабочий класс должен по возможности избегать применения насилия против неэксплуататорских слоев и в принципе не допускать его в рядах самого рабочего класса. Даже в условиях гражданской войны против классового врага пролетариат обязан твердо осознавать необходимость недопущения таких антиобщественных чувств, как месть, жестокость, стремление к разрушению, поскольку они отупляют, ослабляют свет разума. Подобные чувства являются проявлениями влияния чуждых классов. Популярное в деловом мире присловие о том, что главное – успех, какими бы средствами он ни был достигнут, не применим для рабочего класса. Рабочий класс  – это первый революционный класс, чья итоговая победа подготовлена рядом поражений. Эти неоценимые уроки, а также нравственный пример великих революционеров и массовой пролетарской борьбы являются залогом будущей победы.

32.  Марксизм как материалистическая, революционная философия рабочего класса всегда отличался острым чувством реальности и пламенным утверждением ценности человеческой жизни. Его диалектический подход позволяет понять жизнь и смерть, бытие и «ничто» в их нераздельном единстве. Он не пренебрегает смертью, но и не переоценивает ее значение в жизни. Род человеческий – часть природы. И поэтому рождение, рост, но также болезнь и смерть являются такими же неотъемлемыми частями его существования, как заход солнца или осенний листопад. Но человек – продукт не только природы, но и общества. И как наследник достижений человеческой культуры, за которым – будущее человечества, революционный пролетариат связан с социальными источниками жизненной силы, которая кроется в ясности мысли и чувстве братства, терпении и юморе, радости и привязанности, спокойной уверенности в себе.

 

   

33.  Для рабочего класса этика не является чем-то абстрактным на фоне его борьбы. Солидарность, основа его классовой морали, в то же время представляет собой главное условие для его становления как борющегося класса. Таким образом, защита пролетарской морали – необходимое средство в борьбе против оппортунизма, а значит, в отстаивании программы рабочего класса. Твердо, как никогда прежде, должны революционеры следовать марксистской традиции, ведя беспощадную борьбу против всяческого классово чуждого поведения.

Иван Наговицын. 

 

Расскажите своим друзьям