Философия рабочего класса - 7

Продолжение. Начало>>>

  

Итак, мы остановились на том, что только построение социалистического общества способно в полной мере решить гуманистические задачи людей труда и человечества в целом.  Но, это не значит, что мы не можем жить идеалами пролетарской философии уже сейчас.  Это не означает и того, что работники перестанут интересоваться поиском смысла жизни при коммунизме.

И, таким образом, мы снова возвращаемся к духовным основам философии рабочего класса. Ведь в условиях производственных отношений наемного труда, человеческая деятельность выступает не как собственная, а как отчужденная от людей сила. Это обстоятельство и порождает скептические, пессимистические, религиозные представления о смысле жизни. Поэтому, в борьбе с повседневной несправедливостью капиталистического общества, нам важно найти не только идейное обоснование этой борьбы, но и обрести смысл своего существования.

В письме Маркса к Руге есть загадочная фраза:

«Разум существовал всегда, только не всегда в разумной форме».

Как стало возможно появление разума (Логоса) во Вселенной?  Человеческое сознание есть концентрация потенциальной разумности Природы. Начало его заложено уже в том, что в природе существует не только материя, но и законы, по которым она организована. Если мы рассуждаем о мире, значит, мир мыслим, то есть в мире потенциально есть нечто такое, что делает возможным его осмыслить. Поскольку мы — часть природы, мир мыслит нами о самом себе. Человек испытывает чистые, интеллектуальные, бескорыстные радости и аффекты; только человеческие глаза знают духовные пиршества. Взор, обращённый к звездному небу, созерцает бесполезные и безвредные светила и видит в сиянии их свою собственную сущность, свое собственное происхождение. Небо напоминает человеку о его назначении, о том, что он создан не только для деятельности, но и для созерцания.

 

 

Материя неразрывно связана с Логосом – разумной закономерностью мира. Вселенная формирует логос и формируется вместе с ним, являясь саморазвивающимся  организмом, действующим в соответствии с законами природы. Не Логос сотворил космос, а наоборот – космос творит Логос, воплощающийся в человеке. Человек появился в результате естественного развития, он часть природы, но в нем она обладает разумом и самосознанием. Как писал Маркс: «Недостаточно, чтобы мысль стремилась к воплощению в действительность, сама действительность должна стремиться к мысли».

Именно так и происходит, с точки зрения материалистической философии. И эта философия гораздо глубже и величественнее всех теологий всего мира вместе взятых. Через человека природа не только осознает себя, но и идет к самосовершенствованию. Вернадский считал, что человек представляет мощную геологическую силу, созидающую новую планетную оболочку — ноосферу, — сферу разума. Ноосфера — биосфера, переработанная научной мыслью, не есть кратковременное и преходящее геологическое явление. Процессы, подготовляемые миллиарды лет, не могут быть преходящими, не могут остановиться. Активная роль разума — это природная закономерность, новый компонент эволюции планеты и всего космоса.

 

 

Собственная сущность человека, как гениально  заметил Фейербах,  — есть его абсолютная сущность, его бог. Сознание бесконечного есть не что иное, как сознание бесконечности сознания. В сознании бесконечного, сознание обращено на бесконечность собственного существа, ведь каждое существо заключает в себе свою высшую сущность — Логос.  Логос есть чистое, неограниченное, свободное чувство. Всякий иной бог, находящийся где-то вне нас,  навязан нашему чувству извне.

Поэтому, «добродетельная» (здоровая, позитивно-созидательная) жизнь – это развитие вселенной, а «греховный» (деструктивный) выбор человека – это путь к гибели мироздания. В воле, мышлении и чувстве заключается высшая сущность человека, как такового, и цель его существования. Человек существует, чтобы познавать, любить и хотеть. Нужно не искать «смысл жизни», а жить осмысленно.

У человека шансы на выживание тем выше, чем более гуманно и сплоченно общество. Но принципы гуманизма  – не только вопрос выживания человеческого рода, они еще обеспечивают развитие потенциала человека. Люди могут раскрыть свои человеческие качества лишь в гуманном и справедливом взаимодействии с другими. Только в сотрудничестве с другими, в процессе труда человек развивает свои способности, только в ходе истории он творит сам себя. Только сам человек может найти для себя цель своей жизни и способы ее достижения.  Смысл  жизни, с точки зрения социалистического пролетарского  гуманизма, вобравшего в себя мудрость предыдущих поколений,  состоит в жизни человека согласованной с природой и ее законами, с законами общественного развития и в избавлении от страданий, порожденных объективными и субъективными факторами. Цель человеческих устремлений - развивать чувство добра, чувство повышенной включенности в жизнь, поступая хорошо и правильно.

 

   

Человек – прирожденный боец. На протяжении длительного процесса превращения «обезьяны в человека» сознание сделалось основным орудием борьбы человечества за выживание. Всякий раз, когда человек достигал определенной цели, он изменял свое окружение и ставил перед собой новые, более высокие задачи. Именно это позволило ему завоевать мир, подчинить себе силы природы, преобразовать ее и распространить свое влияние по всей планете. Только в борьбе за позитивное преобразование мира, в которой происходит самопознание человека, он находит подлинный смысл своего существования и силы для реализации этого смысла.

Будда, Конфуций, Эпикур, Иисус и прочие философы и учителя древности, обличали только следствие социальной несправедливости. Коммунисты, обличают саму социальную несправедливость являющуюся основанием и корнем всех пороков общества. 

Коммунизм – не перечеркивает великое духовное наследие прошлого! Коммунизм – это плод мысли всех великих учителей человечества! Цель коммунистов – сделать мир лучше! Но, как ты сделаешь его лучше, если не станешь лучше сам? Борьба с «внешним» злом социальной несправедливости может быть эффективной только в сочетании с «внутренней» духовной борьбой истинного коммуниста. 

Коммунисты – это первые «почки на вербе» рабочего класса – первые, кто осознал, что их эксплуатируют, и пожелавшие освободиться от оков этой эксплуатации. За ними, пробудятся от сна и остальные труженики села и города, умственного и физического труда. За пробуждением рабочего класса, наступит пробуждение и всего человечества. 

 

     

Красная весна и красная Пасха наступят! Человечество воскреснет и восстанет из гроба капитализма. И на всей земле будет единая Община равных и свободных созидателей! Тысячелетние мечты, сублимированные в религиозных мифах и философских утопиях – станут реальностью! 

 

Иван Наговицын.

       

Расскажите своим друзьям