Ислам

 
   

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА

Фатима и мулла. Я расскажу вам быль. Старая Фатима потеряла сына: он стал басмачом и был убит в стычке. Не давал ей покоя бай, которому она задолжала, чтобы спастись от голода. Работала до изнеможения, чтобы вернуть долг, но безуспешно. В отчаянии пошла к мулле просить, чтобы он разъяснил, почему она находится в столь бедственном положении, и посоветовал бы ей, что делать дальше.

Выслушав рассказ о ее горе, мулла сказал: «Будь покорна судьбе. Такова воля аллаха, да будет благословенно имя его. Он учит: “С терпением переноси те бедствия, которые могут постичь тебя. Так неизменно решено относительно всего сущего”».

«Но, любимец аллаха, — говорила она, — тяжело жить, переносить страдания, проливать слезы, надрываться. Нельзя ли как-нибудь облегчить мою жизнь?»

И ответил ей любимец аллаха: «Жизнь мира сего — игра и забава. Жизнь будущего века имеет больше цены для тех, кто питает в себе страх: неужели вы этого не поймете?» О народ! Жизнь мира сего — только временное пользование благами, а постоянное пребывание вы будете иметь в иной жизни.

«Но и в этой жизни, — продолжала она, — некоторые живут в достатке, не страдают и даже заставляют бедняков себе подчиняться. Разве это справедливо?»

И тогда возразил ей мулла: «Так создан мир аллахом, который учит: “В этом мире мы распределяем их средства к существованию; мы возвышаем одних из них над другими, так что одни берут других себе во служители”. Его пророк Мухаммед, да будет благословенно имя его, учит: “О вы, верующие! Повинуйтесь богу, повинуйтесь апостолу и тем, кто имеет власть среди вас”».

«Но как можно, — возражает Фатима, — перенести гибель сына. Я не ем, не сплю, а все о нем думаю». И услышала она в ответ: «Он погиб по воле аллаха, который сказал: “Когда же вы встретите неверных, убивайте их и совершите резню великую, и сильно заковывайте пленных”. Не бойтесь смерти, так как “всякая душа вкусит смерть. Вы получите награды свои в день воскресенья. Избежавший огня и вошедший в рай обретет высшее блаженство, ибо земная жизнь дает лишь обманчивое наслаждение”».

Фатима ушла от муллы с большим сомнением в правильности его ответов.

Приведенные высказывания муллы и Корана — «священной» книги мусульман — хорошо выражают сущность ислама.

Чтобы понять ислам и его современную роль, надо прежде всего познакомиться с историей и основными идеями этой религии.

Условия возникновения ислама. «Ислам» в переводе с арабского означает «покорность». «Мусульманство» — от арабского слова «муслим», что значит «покорный», «преданный», — существует четырнадцать веков. Ислам зародился в Аравии в первой четверти VII века. Возникновение этой религии явилось идеологическим отражением крупного исторического поворота в жизни арабских народов, когда они совершали переход от общинного строя к специфически восточному феодализму.

Классовые противоречия проявлялись в это время в борьбе между рабовладельцами и рабами, собственниками земли и арендаторами, горожанами и кочевниками-бедуинами, между рядовыми членами племен и знатью, против которой вели борьбу ее должники. Арабская знать, в частности мекканская, игравшая тогда руководящую роль в Аравии, видела выход из сложившегося тяжелого положения в войне, которая должна была стать средством улучшения ее дел. Кроме того, при помощи войн легко отвлечь народные массы от классовой борьбы внутри страны, если им внушить, что причиной тяжелого положения являются чужеземцы — абиссинцы и персы, которые действительно тогда нередко нападали на Аравию.

Нападения эфиопов заставили купцов перенести свой торговый путь из Европы в Индию в обход опасных мест в районе Мекки, что повлекло за собой упадок торговли. В торговых городах в связи с этим значительно ухудшилось экономическое положение населения: разорялись торговцы, нищали ремесленники, уменьшался спрос на продукты скотоводческого хозяйства. Особенно ухудшилось положение жителей Мекки — главного транзитного и торгового центра Аравии, основное население которого составляло племя курейшит.

Идейные предпосылки и источники ислама. Успех войн мог быть обеспечен только при условии объединения арабских племен, а на пути этого объединения стояли господствовавшие религиозные взгляды, представлявшие собой смесь остатков культа природы с элементами проникшего иудейства и христианства. Они узаконивали раздробленность арабского мира и племенную вражду. Осуществление объединения арабских племен вызывало потребность в идеологии, которая выдвинула бы идею единого бога на смену различных отдельных божеств арабских племен. Такой идеологией стал ислам.

Возникновению ислама благоприятствовала и определенная идейная атмосфера: во-первых, пробудившееся национальное самосознание арабов, во-вторых, религиозное движение ханифов (искателей истины), являвшееся идеологическим выражением процесса объединения племен. Центральной идеей ханифизма была вера в единого бога, связанная с отказом от культов племенных и местных божеств.

Иудаизм и христианство дали исламу основы идеологии и морали, учение ханифов — коренной догмат о едином и единственном боге, не терпящем рядом с собой никаких других божеств, а племенные культы наложили свой отпечаток на обрядность и праздники мусульманства.

Сторонниками новой религии — ислама в начале его зарождения были трудовые массы. Они питали надежды, что принадлежность к исламу, проповедовавшему братство и равенство мусульман независимо от племенной принадлежности, улучшит их положение.

В Мекке ислам вначале имел мало сторонников. Мекканская знать опасалась, что новая религия приведет к падению культа центрального храма Каабы, что было бы ей невыгодно, так как обладание этим храмом укрепляло ее политическое положение и торговые связи.

По преданию, первые мусульмане, спасаясь от преследований, во главе с ханифом Мухаммедом переселились из Мекки в Медину, куда они были приглашены верхушкой арабских племен в 622 году. Этот год и считается началом мусульманского летосчисления. Но потом, когда мекканская знать увидела, что вследствие политических успехов мусульман начало падать ее влияние, она изменила свое отношение к исламу, признав Мухаммеда пророком и политическим главой Аравии. Кааба стала мусульманским храмом. Мекка сохранила свое значение торгового и политического центра.

 

  

Ислам — государственная религия. Таким образом, ислам стал идеологией, защищающей интересы господствующего класса. Он играл тогда большую роль в объединении арабских племен, в образовании феодально-теократического государства — Арабского халифата. Ислам стал государственной религией.

В результате успешных завоеваний халифата, подчинившего себе Сирию, Палестину, Ирак и Египет, Северную Африку и Пиренейский полуостров, ислам стал религией этих стран. В настоящее время он является господствующей религией в 35 странах мира, в том числе в арабских странах, Турции, Иране и Афганистане, Пакистане и Индонезии, в Северной Африке. В остальных странах Азии, Африки и Европы мусульмане составляют меньшинство. На территории бывшего СССР ислам распространен в республиках Средней Азии, Казахстане, Азербайджане, нагорном Кавказе, в России — в Татарстане и Башкортостане. В общем и целом мусульмане составляют ныне около 1/4 части населения земного шара (около 1,8 млрд. или 24,1 %, данные 2017 г.) Это вторая по численности мировая религия после христианства.

 

2. СУЩНОСТЬ МУСУЛЬМАНСТВА. КОРАН

Коран. Основу вероучения ислама составляет Коран (по-арабски «аль Куран» — «изучение», «чтение»).

Коран — «священная» книга мусульман — представляет собой собрание целого ряда религиозных и правовых положений, регулирующих общественную, семейную и частную жизнь мусульман. В Коране много заимствований из иудаизма, христианства, парсизма — древнеперсидской религии. В него вошло также многое из языческих культов. Это бессистемная, бессвязная книга. В ней отсутствует какая-либо логическая и хронологическая стройность. Состоит она из 114 глав (сур), которые чрезвычайно разнообразны по размерам: то в главе 286 стихов (аят), то всего лишь 3. Несмотря на отсутствие в Коране логической стройности, он представляет собою совокупность норм, охватывающих разные стороны жизни. Этими нормами должны руководствоваться в жизни все мусульмане.

Мусульманское духовенство объявило Коран вечно существующим словом аллаха, написанным на скрижали и переданном им через посредство архангела Джебраила пророку Мухаммеду. В богословской литературе обстановка передачи Корана рисуется так. Пророк, стоя на горе Арафат (близ Мекки), слушал голос архангела, который с седьмого неба около двадцати трех лет диктовал ему содержание Корана, а Мухаммед, в свою очередь, сообщал его содержание в виде отдельных проповедей и учений своим последователям. Отдельные торжественные моменты передачи Корана мусульманами отмечаются как праздники.

 

  

Канонизирование Корана. Обострение экономического кризиса, развитие классовой борьбы в Аравии в период формирования ислама и возникавшие новые общественные отношения требовали, с одной стороны, создания новых правовых норм, в которых были заинтересованы власть имущие, с другой стороны, терпевшие экономическую нужду угнетенные массы, находясь под бременем налогов, требовали уничтожения экономического и политического порабощения. Это движение было настолько сильным, что находило свое выражение в массовых восстаниях арабских племен и в отпадении от ислама. Все это и обусловило окончательное оформление Корана, его канонизацию.

В это время имели хождение многие списки Корана, в каждом из которых были записаны поучения разных времен, на основании рассказов различных людей. Но для упрочения господства феодалов необходимо было обобщить, кодифицировать, канонизировать какой-нибудь из них. Поэтому уже первый халиф Абу Бекр поручил бывшему секретарю Мухаммеда — Зейду Ион Теабиту на основании существующих списков отредактировать Коран.

Первая редакция Корана не пользовалась авторитетом, так как ее содержание противоречило записям некоторых старых сподвижников Мухаммеда, например Мус’уда или Ибн-о-Бейя. Кроме того, приписываемые пророку деяния и изречения современниками толковались по-разному. Понадобилась вторая редакция, которая была выполнена в 644—650 годах при жизни имама-эмира Османа. Коран был при нем канонизирован, что, однако, не помешало его дальнейшему изменению, продолжавшемуся до VIII века.

Опасаясь появления в списках Корана разноречий, противоречащих политике халифата, Осман издал указ об уничтожении всех списков Корана, за исключением канонизированного списка второй редакции, который стал обязательным для всех мусульман. Списки были уничтожены, но есть сведения, что у одного египетского историка конца IX — начала X века Ибн Кубейда сохранился список, отличавшийся от Корана османовской редакции.

Классовый характер редактирования Корана нашел свое проявление в том, что легенды и изречения, противоречащие интересам господствующего класса, не попали в окончательный список, и вместе с тем в него были включены новые, сфабрикованные в интересах этого класса тексты.

Мусульманский бог. Центральной идеей мусульманской, как и всякой другой религии, является идея бога — аллаха, который является творцом, создателем всего существующего. Сказав слово «будь», он из ничего сотворил небеса и землю, горы и реки, небесную твердь и воду, из воды растения и животных. Человека он сотворил сначала в телесном виде, а потом, вдохнув в него от духа своего, создал ему душу, оживил и наделил его зрением и слухом.

Общее представление о боге в исламе такое же, как в других религиях, но ислам отвергает христианское учение о том, что бог существует в трех лицах. В Коране говорится: «Бог един. У него нет и не было детей. Нет равного ему» (гл. CXII). Категорически воспрещается признавать существование другого бога, кроме аллаха.

На верующих мусульман возлагаются пять основных обязанностей — «столпов ислама»:

1) исповедание догмата единобожия и признание пророческой миссии Мухаммеда, выраженные в формуле «Нет божества, кроме аллаха, и Мухаммед — посланник божий»;

2) совершение молитвы;

3) внесение налога официально в пользу бедных, фактически в распоряжение феодального государства; (что только не придумают эксплуататоры, чтобы грабить трудовой народ, даже новую религию готовы выдумать, лишь бы был повод драть с бедняков деньги! – прим. РП)

4) соблюдение поста в месяце рамазан и

5) совершение паломничества в Мекку.

В процессе завоеваний у мусульман возникло учение об обязанности участия в священной войне против неверных (джихад) как средстве спасения. Кроме того, правоверный мусульманин обязан верить в существование страшного суда, рая, ада, ангелов, в воскресение мертвых, предопределение и признавать пророков. Возникла обрядность специфически восточного характера.

Духовенство считало Мухаммеда посредником между аллахом и людьми. Свои предписания эксплуатируемым массам феодалы приписывали ему. Мы не будем здесь останавливаться на легенде о Мухаммеде и на вопросе о реальности его существования. Это вопрос не принципиальный. На основании некоторых исторических данных можно сделать вывод, что Мухаммед — личность реальная. Для нас, однако, более важен анализ сущности приписываемого ему учения и роли этого учения в обществе.

Учение о предопределении. К рабской покорности призывает ислам в своем учении о предопределении, которое занимает в нем большое место.

Человек, учит ислам, должен быть покорным богу, ему поклоняться, так как бог предопределил судьбу человека, его счастье или несчастье, бедность или богатство. Каждому человеку заранее предназначено все то, что с ним случится, определен даже час его смерти. Никакие страдания, никакая деятельность человека не может изменить его судьбу. Аллахом также предопределен жизненный путь, по которому человек должен идти: путь правды или заблуждения. У людей нет свободного выбора. Они могут хотеть только того, захотеть только тогда, чего и когда захочет бог, могут веровать только по его желанию.

Это учение о предопределении носит фаталистический характер. В войнах, которые вели тогда арабы, фаталистический взгляд на события играл большую роль. Руководствуясь им, арабы бесстрашно воевали, так как они были убеждены в том, что смерть предопределена богом и если они погибнут в бою, бог вознаградит их в раю. Фатализм заставлял их также мириться со своим тяжелым социальным положением, так как, по учению ислама, существующий общественный строй с его социальным неравенством, эксплуатацией, господством одних и подчинением других создан аллахом. Поэтому главной задачей религии является воспитание верующих в покорности не только богу, но и своим господам: аллах создал невзгоды, бедность, страдания, несправедливость, чтобы сделать человека скромным, мешать ему возгордиться и заставить стремиться к «действительной», загробной жизни.

Ислам категорически запрещает бороться за уничтожение социального неравенства, посягать на собственность богачей, стремиться к благам в земной жизни, которая не что иное, как суета, обольщение, призрак, обманчивое наслаждение. Она скоропреходяща. Человек в этой жизни не больше, как странник на пути к истинной, вечной загробной жизни.

Учение о предопределении служило интересам господствующего класса, но оно таило в себе и некоторую опасность для него, чем объясняется тот факт, что в Коране имеется немало высказываний, противоречащих учению о предопределении. Так, например, там проводится мысль, что от самого мусульманина зависит, будет ли он после смерти в раю или в аду; от него зависит выбор жизненного пути: быть праведником или грешником, быть верующим или неверным.

Это противоречие в учении о предопределении представляет собою отражение интересов господствовавшего в то время класса. Если фатализм обусловливал пассивность угнетенных масс в результате признания ими предопределенности богом социального строя, то, с другой стороны, этот же фатализм мог стать идеологическим оружием этих масс тогда, когда они, доведенные крайним обострением классовых противоречий, начинали бороться против господствующего класса. Тогда бы они были убеждены, что их борьба также предопределена богом. Поэтому необходимо было внушить этим массам, что за свое поведение они сами отвечают, так как зло, под которым эксплуататорский класс понимает все, что задевает его интересы, не может исходить от бога, причиной зла может быть лишь сам человек.

«Что доброго ни бывает с тобою, — говорится в Коране, — от бога оно; а что злое, что бывает с тобой, то от тебя самого» (IV, 81).

Учение о предопределении отстаивают и современные богословы, опасаясь того, чтобы люди, признающие свободу воли, не сделали бы вывода об их независимости от бога. О противоречии в учении о предопределении выдающийся персидский поэт-мыслитель XI—XII веков Омар Хайям пишет, обращаясь к аллаху:

«Не без твоей вины грешу я в этой жизни;

скажи, за что же мне гореть в аду, господь?»

Чтобы отвлечь трудящихся от борьбы за улучшение своей жизни, им обещан рай в будущей, загробной жизни. Картина рая представляет собою прямую противоположность аду, в котором они живут на земле, лишенные элементарных условий человеческого существования. Им обещано в раю удовлетворение всех их потребностей. В раю они будут есть вдоволь, чего они лишены в земной жизни, пить молоко, которое не киснет, будут пить приятное вино, воду, не имеющую смрада, свойственного гниющей воде мелкого колодца, будут у них в изобилии всякого рода плоды. Они будут находиться среди богатой зелени, в тени, одеты в атлас и шелк, наслаждаться негой прекрасных райских дев.

Зато все блага земной жизни, которыми пользуются власть имущие, защищаются религией и категорически воспрещается посягать на них. Все неверные и нарушившие законы аллаха будут в аду. Для них приготовлены цепи, ошейники, неимоверные муки, они будут побиваемы железными палицами, подвергнуты казни огнем, кипяток будет выливаться на их головы, их одежда будет выкроена из огня и т. д. Все эти басни об аде предназначены для устрашения угнетенных масс, чтобы удержать их от борьбы против эксплуататорского строя.

 

Ислам о женщине. Ислам — орудие порабощения женщин. Он узаконил их унизительное положение, распространяя легенду, что женщина создана для утехи первого человека — Адама из его ребра и не богом, который сотворил только мужчину, а по его поручению Джебраилом (архангелом Гавриилом).

«Мужья стоят выше жен потому, что бог дал первым преимущество над вторыми, и потому, что они из своих имуществ делают траты на них», — повелевает Коран (IV, 38).

Многоженство, гарем освящены исламом. Коран разрешает правоверному иметь до четырех жен и множество наложниц, а пророку Мухаммеду господь разрешил иметь столько жен, сколько ему захочется. Покупка женщин за калым, ранние принудительные браки, лишение женщины права на развод — все это отдает женщину в полную власть мужчине.

Ислам также установил для женщины затворничество и обязанность носить паранджу, чачван и чадру. Медицинские обследования показали, что ношение паранджи и т. п. вредно сказывается на здоровье женщины и ее детей, являясь причиной таких заболеваний, как трахома, глаукома, рахит.

Большой вред здоровью женщин приносят также освящаемые исламом ранние браки женщин, которые часто приводят даже к смерти. Покупка жен калечит женщин нравственно, превращает их в забитые, бессловесные существа, в рабынь мужчины — мужа. Все это было причиной их преждевременной старости и увядания. Чтобы сохранить рабскую зависимость женщин от мужчины, ислам запрещает им получать образование. На суде свидетель-мужчина равен двум свидетельницам-женщинам. Такое же соотношение прав мужчин и женщин сохраняется при дележе наследства. Такое унизительное положение женщины соответствовало интересам феодалов в специфических условиях Востока, а ныне вполне устраивает империалистическую буржуазию, которая как огня боится политической активность трудящихся масс.

 

3. ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ МУСУЛЬМАН

Курбан-байрам. Ислам отличается от других религий специфически восточной обрядностью и весьма разработанным культом. Для укрепления религиозного чувства верующих ислам требует от них выполнения множества обрядов, соблюдения праздников как средства добиться у аллаха прощения грехов. Одним из праздников является курбан-байрам, обязательный для всех мусульман. Верующие приносят в этот праздник в жертву животных, на которых затем они якобы поедут в рай через опрокинутый над адом очень тонкий мост. Пережитки этого празднества встречаются и у мусульман России. Муллы, правда, все чаще разрешают заменять жертву деньгами. Но встречаются и жертвоприношения. Этот праздник наносит большой вред крестьянскому хозяйству, потому что проведение его связано с уничтожением здорового скота. Но главный его вред — отравление сознания верующих, воспитание их в духе фаталистической идеологии ислама.

 

  

Ураза-байрам. Второй общемусульманский праздник посвящен окончанию поста, уразы-байрама. Этому празднику предшествует месячный пост, необходимость которого обосновывается исламским духовенством тем, что в течение этого месяца бог передал Мухаммеду Коран. Действительные причины поста другие. Этот обычай языческого происхождения. Он был связан с тем, что в конце лета арабы обычно находились в тяжелом экономическом положении, вынуждены были недоедать, страдать от зноя и отсутствия дождей. Мусульманское духовенство использовало этот обычай в своих интересах, для духовного порабощения народных масс. В ураза-байрам верующий должен отчитаться за прошедший пост, уплатить подать в виде милостыни, которая якобы предназначалась для бедных, а в действительности шла в карман духовенства (опять денежки из кармана бедных в карманы богатых! – прим. РП). Посты не только наносили вред здоровью верующих. Большие налоги и пожертвования, уплачиваемые в дни ураза-байрама, серьезно подрывали хозяйства бедняков.

Другие праздники. Ряд мусульманских праздников связан с различными мифами о жизни Мухаммеда: маулюд — день его рождения; мирадж — праздник его путешествия на небо. В исламе широко развит культ святых — покровителей различных отраслей хозяйства и видов деятельности людей. Среди мусульманских святых большинство халифов и ханов. (Тех, кто больше всех притеснял простой народ! Вот уж святоши, так святоши! – прим. РП)

Все религиозные праздники и обряды, как и паломничество, были средствами воспитания верующих в духе религиозного фанатизма и разжигания его. Пропагандируя мысль о том, что аллах вознаграждает верующих в раю, соблюдающих его законы или искупивших посредством поста, подаяний и молитвы свои грехи, что все мусульмане братья и равны перед аллахом, духовенство отвлекает внимание трудящихся от классовой борьбы, от борьбы за улучшение своего положения на земле, внушает им надежду на лучшую жизнь в загробном мире.

Джихад. Пропаганда джихада — войны против неверных — усиливает религиозный фанатизм, национальную рознь, разжигает вражду между народами, прославляет войну.

«Пророк, — обращается аллах к Мухаммеду, — ревностно воюй с неверными, с лицемерами, будь жесток к ним: их жилище — геенна» (IX, 74).

«Когда встретитесь с неверными, то ссекайте с них головы до тех пор, пока не сделаете им совершенного поражения! Пленных держите в крепких оковах!» (47, 4).

В Коране имеется и еще более жестокое утверждение:

«Ни одному пророку не предоставлялось брать пленных, пока не производилось поголовного избиения на земле» (VIII, 68).

Итак, воюйте!

«Бог вместе со стойкими в битвах» (VIII, 67).

Не может быть места какой-либо жалости по отношению к неверным:

«Не вы убивали их, а бог убивал их» (VIII, 17).

(Еще и индульгенция от греха смертоубийства в придачу! Мол, не ты виноват, не ты убивал, это твоими руками бог убивал. Хитро придумано! Сразу видно, опыт одурачивания немалый. – прим. РП)

К. Маркс особо отмечает эту черту ислама:

«Коран и основанное на нем мусульманское законодательство сводит географию и этнографию различных народов к простой и удобной формуле деления на две страны и две нации: правоверных и неверных. Неверный — это харби, враг. Ислам ставит неверных вне закона и создает состояние непрерывной вражды между мусульманами и неверными»[1].

Идея джихада во многом способствовала успехам завоевательных войн и походов арабов в период формирования Арабского халифата.

Противоречия в Коране. Коран полон противоречий — сами мусульманские богословы насчитывают их 225. Эти противоречия читатель Корана может легко обнаружить. Для устранения очевидных противоречий ислама богословы создали учение об отменении. Это учение утверждает, что из двух противоположных постановлений или преданий об одном и том же явлении правильным является то, которое появилось позднее. Как в Коране определить хронологию событий, одному аллаху известно. Вообще богословы считают праздными попытки толкования Корана, что было бы дискредитацией пророка (египетский богослов Абдал-Ваххаб).

Таким образом, все вероучение ислама столь же антинаучно, как и учение других религий, а по своей социальной роли не только не менее, но, пожалуй, и еще более реакционно и во всяком случае более фанатично, чем другие мировые религии. Глубоко прав был Омар Хайям, который писал об исламе:

«Дух рабства кроется в кумирне и в Каабе,

Трезвон колоколов — язык смиренья рабий,

И рабства черная печать равно лежит

На четках и кресте, на церкви и михрабе»[2].


 4. МУСУЛЬМАНСКОЕ СЕКТАНТСТВО

Сунниты. Когда ислам распространился в странах Азии и Африки и стал господствующей религией феодально-теократического арабского государства, стали появляться дополнения к Корану, собранные около середины VII века в виде сунны — «священного предания». Сунна представляет собой сборник рассказов (хадисов) о жизни Мухаммеда, в которых были даны ответы на вопросы, выдвинутые борьбой политических группировок раннефеодального общества. Одной из главных идей суннизма стало утверждение прав на власть халифов династии Омейядов, управлявшей арабским государством около ста лет. По учению суннизма, право избрания халифа основывается на иджме (согласие общины), что полностью соответствовало интересам этой династии, так как сторонники ее составляли большинство верующих.

 

   

Среди составляющих сунну нескольких десятков тысяч хадисов, возникавших в разное время и по различным поводам, были часто такие, которые противоречили интересам господствующего класса Арабского халифата. Поэтому во второй половине IX века был проведен отбор хадисов, которые были оформлены в шесть канонических сборников сунны. Наиболее популярными и авторитетными из них стал «Подлинный сборник», составленный в IX веке Бухари, и сборник Муслима, известные под общим именем «Два сахыха», что значит «Достоверные».

Суннитами, или правоверными, является большинство мусульман. Своим духовным главой сунниты считают халифа.

Шариат и адат. Коран и сунна являются основным источником шариата (от арабского

слова «шария» — «ясный, надлежащий путь») — сборника юридических и религиозных норм мусульманского феодального права. Кроме шариата существует адат (местное обычное право мусульман). Если нормы права, предусмотренные шариатом, одинаковы для всех мусульман, то нормы адата в различных местах различны в зависимости от местных обычаев. И те и другие играют реакционную роль. Поэтому законы шариата и адата, которые противоречили советскому праву, как, например, законы, поощряющие кровную месть, калым и другие, в СССР были запрещены.

Довольно метко характеризует социальную роль шариата турецкая пословица:

«Шариат что паутина: слабых мух ловит».

Шииты. Во второй половине VII века в исламе возник шиизм (от арабского слова «шиа», то есть «партия» Али, зятя Мухаммеда). Возникновение этого течения объясняется тем, что сложившиеся при Омейядах экономические отношения, социальное неравенство вызывали рост недовольства широких масс мусульман. Борьба против власти Омейядов и социального гнета приняла религиозную форму борьбы за очищение ислама от защищающего власть халифов суннизма. Шииты подвергли резкой критике основные положения суннизма, объявив его отходом от настоящего ислама. Шиизм учит, что законным главой — духовным (имам) и политическим (эмир) — должны быть потомки халифа Али, зятя Мухаммеда. Всех халифов до Али шииты считают узурпаторами власти. Авторитет иджма ими отрицается. Основным догматом шиизма является учение о скрытом имаме (махди) 12-м потомке Али, не умершем, а скрывшимся на время, чтобы затем объявиться на земле и доставить торжество шиизму.

Представителями скрытого имама считаются религиозные авторитеты шиизма. Вместо сунны у них имеется свое «священное предание» — ахбар, состоящее из хадисов о жизни Мухаммеда и его зятя Али. Популярный сборник этих преданий называется «Хеят-аль-колюб» («Жизнь сердец»).

Шииты признают все основные мусульманские догматы и обряды. Но Корану они дают иносказательные толкования, ищут в нем скрытый смысл. Среди шиитов распространен культ «мучеников», особенно имама Хусейна, в память о котором они устраивают изуверский праздник шахсей-вахсей с самоистязанием. Паломничество шииты совершают в «святые» города, связанные с каким-либо фактом из жизни почитаемых ими мучеников.

В период своего возникновения шиизм имел много сторонников в Ираке и затем привлек на свою сторону население некоторых завоеванных арабами стран (главным образом Ирана). В начале XVI века при династии Севефидов шиизм был объявлен государственной религией Ирана. В настоящее время его последователями

являются около 60 процентов населения Ирака, около 75 процентов населения Ирана, свыше 70 процентов населения Йемена, до 80—85 процентов из числа верующих в Азербайджане, небольшой процент верующих Дагестана. Религиозные споры между суннитами и шиитами были вызваны изменившимися общественными отношениями, которые оказались в противоречии с ортодоксальным исламом.

Мутазилиты. Стоявшие в оппозиции к общественому и государственному строю халифата мутазилиты (VIII—IX века) подвергли критике отдельные принципиальные положения Корана, как, например, учение ислама о предопределении. Они утверждали, что аллах может творить только хорошее, разумное и целесообразное. По Корану, аллах создал человека со свободной волей, и поэтому последний сам несет ответственность за свои поступки. Это учение о свободе воли служило обоснованию свободы выбора халифа. Мутазилиты отрицали человеческий образ бога и считали Коран сотворенным людьми.

Отношение властей к ним в разное время было различным. Идеология мутазилитов, выражавшая интересы недовольных, оказала большое влияние на массы мусульман. Это заставило суннитов пойти на компромисс с мутазилитами. Работу по примирению правоверного ислама со взглядами мутазилитов провел богослов Абу-и-Хасан-и-Ашари. Он выдвинул тезис о том, что Коран — это подлинное слово божие, не возникшее во времени. Преходящи лишь буквы и материал, использованные для его написания. Сунниты с таким толкованием согласились. Таким образом и возникла богословская школа (калам) Ашари.

Исмаилиты. В VIII веке политическая борьба вызвала к жизни секту исмаилитов. Среди находившихся в оппозиции к имаму Джафару был его сын Исмаил, которого он лишил имамского достоинства. Крайние шииты объявили это решение имама неправильным, так как, по их мнению, Исмаил, как потомок Мухаммеда, имел право на достоинство имама. Они объявили Исмаила законным и последним имамом. Возникла, таким образом, новая секта. Ее сторонников называют исмаилитами, или семиричниками, так как они считали своими духовными руководителями семь имамов.

Центральной в вероучении исмаилитов стала вера в переселение душ. По их вероучению, бог выделил из себя мировой разум, породивший, в свою очередь, мировую душу. Через определенное время божество воплощается в людей. Пророк является воплощением мирового разума, а его помощник, комментирующий его учение, — мировой души. История человечества состоит из семи эпох, центром каждой из них является соответствующий пророк.

За исключением выделившихся из их среды карматов, движение которых носило антифеодальный характер, исмаилиты защищали интересы феодалов. Коран толкуется ими крайне мистически, большая часть обрядов ислама отрицается.

Исмаилиты создали тайную организацию с железной дисциплиной. В новое время руководители исмаилитов поддерживали политику закабаления колонизаторами народов Востока, став агентурой английского империализма.

Исмаилитов всех направлений сейчас более 15 миллионов.

В современных условиях какого-либо существенного различия по своей антинародной социальной роли секты и течения ислама не имеют. Все они в одинаковой мере враждебны прогрессу, науке, культуре и просвещению, все состоят на службе империалистической реакции.

 

5. МОДЕРНИЗМ В МУСУЛЬМАНСТВЕ И ПАНИСЛАМИЗМ

Приспособление ислама к интересам буржуазии. В условиях капитализма ислам постепенно превратился из идеологии, защищающей феодальное общество, в религию, служащую интересам буржуазии. Буржуазно-капиталистическим отношениям, сложившимся в мусульманских странах, не соответствовали уже внешние формы ислама.

В намерения буржуазии мусульманских стран не входили серьезная реформа ислама или ограничение его распространения. Она преследовала единственную цель — заставить духовенство заниматься только вопросами религии, оттеснив его от политики. «Отделить священные и религиозные убеждения нашей совести от политики, которая носит в себе следы всякого рода личных интересов, мы считаем делом, диктуемым нам религией и братством. Только таким образом можно возвысить религию ислама», — говорил в 1924 году Мустафа Кемаль, формулируя основную задачу «обновления» ислама.

Экономические интересы торговой буржуазии вызвали необходимость использовать вместо шариата буржуазное право и буржуазный суд. Реформаторы также настаивали на отмене ряда законов шариата в отношении женщин. Капиталистические фабрики нуждались в дешевом женском труде, а многие установления шариата затрудняли его использование на фабриках. Так, необязательным было объявлено покрывало, которое сковывало движения и не позволяло работать, разрешено появляться женщинам в общественных местах вместе с мужчинами, стало осуждаться многоженство, постепенно вводилась более удобная европейская одежда и головные уборы.

 

   

Эти реформы в Турции были проведены после объявления ее республикой в 1923 году. Для обоснования их часто прямо ссылались на Коран, догмы которого истолковывались соответственно интересам молодой турецкой буржуазии. В 1961 г. пакистанское правительство фактически запретило многоженство, дозволив его  только с особого разрешения.

Несмотря на то, что эти реформы проводились нерешительно и часто не осуществлялись на практике, но даже в этом виде они играли большую роль в пробуждении сознания мусульман, особенно верующих женщин. Это обстоятельство и тот факт, что в результате реформ уменьшались доходы духовенства, заставили последнее вместе с феодалами вести ожесточенную борьбу против реформаторов. Они призывали верующих даже к восстаниям против правительств, проводивших эти реформы. Так, например, в 1929 году было восстание в Южной Персии (Иране), в 1925 году — Курдское восстание в Турции. При этом духовенство не гнушалось клеветой о том, будто реформы проводятся в интересах коммунистов и под их руководством, натравливало верующих фанатиков против театров и других различных культурных учреждений.

В последнее время исламские богословы, видя все растущий отход трудящихся, особенно молодежи, от религии, пытаются подкрасить ислам демагогическими идеями межклассового мира, демократизма. Нет бедных и богатых, пытаются убедить они верующих, так как всякое имущество принадлежит богу. Все мусульмане —  братья: между ними якобы никогда не было и нет классовой борьбы. В Коране, говорят они, установлены принципы организации самого совершенного общества и поэтому мусульманам не нужна революция: ее уже совершил Мухаммед. Коммунизм, к которому стремятся трудящиеся, якобы предусмотрен Кораном. (Примерно то же самое поют ныне, как мы знаем, и православные попы, проповедующие «христианский социализм» — прим. РП). Такая маскировка ислама коммунизмом имеет целью отвлечение трудящихся мусульман от участия в революционной борьбе.

Панисламизм. Во второй половине XIX века афганкий феодал Джемаль-Эдин аль-Афгани (1831—1897 годы) организовал реакционное религиозно-политическое движение — панисламизм, которое распространилось по всему мусульманскому миру.

Ислам с самого начала своего возникновения был тесно связан с интересами эксплуататорских классов. Как справедливо утверждает буржуазный исламовед Гартман, он является «политической религией». Панисламизм возник как орудие укрепления позиции ханов, помещиков и мулл. Но эта цель, однако, прикрывалась идеей объединения мусульманских народов в единое государство для борьбы против наступления христианского Запада. Идеологической основой в этой борьбе является идея джихада, или газавата, «священной войны» против неверных.

Панисламизм использовался империалистами Англии и Германии для разжигания национальной розни во время первой мировой войны, для натравливания мусульман против народов СССР после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Накануне второй мировой войны гитлеровский фашизм пытался использовать панисламизм в своих целях. В наше время английские и, в особенности, американские империалисты, прикидываясь друзьями арабов, стремятся использовать панисламизм против национально-освободительного движения в странах Востока. Опорой империалистов являются также панисламистские организации, как «Мусульманское братство» в ОАР (стоящее ныне вне закона), «Дар-уль-ислам» («Чертоги ислама»), которая длительное время ведет вооруженную борьбу на стороне колонизаторов в Индонезии, «Низам-е-ислами» и «Джамат-е-ислами» в Пакистане.

Агенты империализма для достижения своей цели часто специально принимают ислам, чтобы втереться в доверие мусульманских народов. Британский авантюрист, разведчик Лоуренс признается в своих воспоминаниях, что успехом многих своих грязных дел он обязан превосходному знанию ислама. Английский генерал Глабб, прозванный арабами Глабб-пашой, английский разведчик Дж. Фильби — все они рядились в исламские одежды.

Под флагом защиты ислама империалисты не раз посылали в страны Ближнего и Среднего Востока свои войска для захвата нефтяных районов, которыми так богаты эти страны. Такие «друзья» мусульман, как английские и французские империалисты, во время национально-освободительного движения в Египте в 1952 и 1956 годах организовали против них агрессивные силы. Созданный американцами «Комитет за лучшее понимание Советского Союза», действовавший в свое время на Ближнем Востоке и управляемый из Мюнхена (ФРГ), также пытался в своей антисоветской и антикоммунистической пропаганде на Востоке использовать деление народов на верных и неверных. Британскими колонизаторами и  агентами американского колониализма с помощью сознательно разжигаемого религиозного фанатизма была спровоцирована индопакистанская вражда.

Идеи панисламизма нередко используются для обоснования борьбы против идей коммунизма. Ряд деятелей арабских стран, ссылаясь на ислам, развернули знамя борьбы арабского национализма против коммунизма, объясняя это тем, что якобы арабскому народу требуется «прививка от коммунистической заразы». В некоторых арабских странах компартии запрещены на том лишь «основании», что они не признают догм ислама.

Ислам и Великая Октябрьская революция. После победы Великой Октябрьской социалистической революции ислам использовался внутренней контрреволюцией и интервентами для борьбы против Советской власти.

Об отношении духовенства к Советской власти можно судить по разъяснению египетского муфтия. Охарактеризовав большевиков как «кровожадных врагов общества», он требовал от мусульман «очистить свое государство от большевистской заразы».

«Я верю, — писал он, — что ни один мусульманин не потерпит поругания своего бога, пророка и религии и общими усилиями сокрушит полчища большевиков».

Эти призывы оказывали свое влияние на религиозных фанатиков, использовавшихся империалистами для борьбы против Советской власти. Так в 1919 году по инициативе английских империалистов на Северном Кавказе был создан «эмират», который должен был управляться на основе шариата. В 1922 году мусульманское духовенство, вдохновляемое идеями панисламизма, организовало против Советской власти восстание басмачей под руководством авантюриста, агента Интеллидженс Сервис Энвер-паши, также собиравшегося управлять на основе шариата.

Мусульманское духовенство после победы Советской власти организовало борьбу против новых законов о семье и браке, против раскрепощения женщин, за сохранение феодальных отношений, обычаев и нравов в быту, против индустриализации страны н коллективизации сельского хозяйства. Оно организовало ряд террористических актов против активистов — мусульман и мусульманок, стремившихся жить по-новому.

С победой социализма мусульманское духовенство под давлением трудящихся-мусульман изменило свое отношение к Советской власти. Большинство мусульманских служителей культа стали лояльно относиться к Советскому государству, поддерживая его мероприятия. Некоторые его представители (муфтии и муллы) участвовали даже в движении сторонников мира. Но в перестройку все они, как и православные попы и все остальные служители религиозных культов, быстро сбросили свои лживые маски, полностью перейдя на сторону контрреволюции: активно помогали империалистам разжигать национальную рознь в СССР, привествовали уничтожение общественной собственности, тотальную деиндустриализацию и разрушение ССССР.

Заигрывание с наукой. Современные мусульманские богословы  стремятся замаскировать реакционный характер ислама, по-новому истолковывая Коран и другие «священные» книги. Так, они все чаще стали говорить о том, что картины рая и ада надо понимать иносказательно, как переживания души, что аллах не обладает человеческими чертами.

Своеобразно толкуя Коран, богословы утверждают, что наука и религия, исходящая от самого аллаха, не противоречат друг другу, что обычаи и обряды ислама «согласованы с наукой». (То же самое, что утверждают православные священники. – прим. РП) Они стараются изгладить из памяти народа факты гонений ученых, труды которых подрывали догматы ислама. За отрицание догмата предопределения были повешены арабские мыслители Аль-Джахани и Атабин-ясар, распят Абу-Марвани-Димашни, казнен азербайджанский поэт Несими, убит узбекский астроном и математик Улугбек Мухаммед Тарагай, подвергались преследованиям Алишер Навои, хорезмский ученый Бируни, Омар Хайям, Ибн Сина (Авиценна), таджикский поэт и философ Насыр-и-Хосров и другие.

Теперь богословы все чаще допускают даже «критический подход» к текстам «священных» книг, противоречащих данным современной науки, с условием, конечно, чтобы критика не задевала догматов и основных обрядов ислама. Но эта модернизация в современном исламе также ни в какой мере не может лишить ислам его реакционного характера, его враждебности коренным интересам широких масс трудящихся.

Подготовлено С. Агапченко.

[1] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 10, стр. 167.

[2] Омар Хайям. Рубаи. Таджикгосиздат, 1957, стр. 94. Михраб — ниша в мечети, у которой молится мулла.

Использованная литература:

  1. «Популярные лекции по атеизму», Государственное издательство политической литературы, Москва, 1962 г..
  2. 2. К. Маркс, Ф. Энгельс о религии, Государственное издательство политической литературы, Москва, 1955 г.

Источник: https://work-way.com/blog/2019/06/18/islam/

 

Расскажите своим друзьям