Исповедую Эпикура, не отрекаюсь

 

   

«…Писателем Эпикур был изобильнейшим и множеством книг своих превзошел всех: они составляют около 300 свитков. В них нет ни единой выписки со стороны, а всюду голос самого Эпикура… » 
Диоген Лаэртский
Материалистическая философская школа Эпикура учила о множественности обитаемых миров, причем считала эти миры вполне подобными нашей Земле. Например, эпикуреец Митродор утверждал, что «…считать Землю единственным населенным миром в беспредельном пространстве было бы такой же вопиющей нелепостью, как утверждать, что на громадном засеянном поле мог бы вырасти только один пшеничный колос». Интересно, что сторонники этого учения под «мирами» подразумевали не только планеты, но и множество других небесных тел, разбросанных в безграничных просторах Вселенной.
И. С. Шкловский о Вселенной, жизни, разуме

В нашем динамичном мире принято считать, что всё современное это непременно прогрессивное. Современность и Прогресс почти стали словами-синонимами. Современность как таковая стала своего рода знаком качества, мерилом истины. А так ли это на самом деле? Не лишне было бы вспомнить про то, что всё новое это на самом деле хорошо забытое старое.

К чему всё это было сказано? А все, потому что сегодня у нас пойдёт речь о личности и философии Эпикура. Зачем нам современным людям античная философия спросит иной недоумённый читатель. Вот на этот вопрос мы и попытаемся найти ответ. Но, тут, во-первых, автору необходимо объяснить выбор темы. Почему именно Эпикур? Ведь в античности было немало других интересных философов. А во-вторых, следует понять, насколько философия эпикурейства актуальна для наших дней. Итак, приступим…

Обычно среднестатистический обыватель если когда-либо и слышал что-то про Эпикура, и эпикурейство, то скорей всего это были какие-то нелепые байки про эпикурейство как некую апологию гедонизма. Однако на деле Эпикур и его учение не имеет ничего общего с идеями крайнего эгоизма и гедонизма. Напротив, утверждая, что удовольствие есть благо, Эпикур учит тому, что разумней всего довольствоваться малым. Впервые автор этой статьи узнал об Эпикуре и его философию из книги Александра Солженицына «В круге первом».

"... - Эпикура? - с посверкивающими глазами принял он вызов. - Исповедую, не отрекаюсь. Но я, вероятно, вас удивлю, если скажу, что "эпикуреец" принадлежит к числу слов, не понятых во всеобщем употреблении. Когда хотят сказать, что человек непомерно жаден к жизни, сластолюбив, похотлив и даже попросту свинья, говорят: "он - эпикуреец". Нет, подождите, я серьезно! - не дал он возразить и возбужденно покачивал пустой золотой фужер в тонких чутких пальцах. - А Эпикур как раз обратен нашему дружному представлению о нем. Он совсем не зовет нас к оргиям. В числе трех основных зол, мешающих человеческому счастью, Эпикур называет ненасытные желания! А? Он говорит: на самом деле человеку надо мало, и именно поэтому счастье его не зависит от судьбы! Он освобождает человека от страха перед ударами судьбы - и поэтому он великий оптимист, Эпикур!..."

Александр Солженицын "В круге первом"

Как известно Карл Маркс, написал работу «Тетради по истории эпикурейской, стоической и скептической философии» в 1839, а так же защитил докторскую диссертацию «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» в 1841 году. Своё отношение к Эпикуру Маркс выразил словами: «Эпикур – величайший греческий просветитель». Пётр Кропоткин так же пишет в «Этике» уделяет немалое внимание учению Эпикура. Ницше, Шестов, Камю и многие другие известные философы обращались к теме эпикурейства. И если бы Эпикур на самом деле был бы апологетом банального гедонизма, то такого рода вникание к нему со стороны столь значимых персон было бы, по меньшей мере, странным. Интерес вызывает не только сущность учения Эпикура, но и сам образ его жизни. Эпикур ушёл от общественной жизни в свой Сад, там он создал собственную философскую школу. По сути это была коммуна единомышленников. Эпикур принципиально не брал платы со своих учеников.

 

 

Итак, в чём суть учения Эпикура? Эпикур учит тому, что удовольствие, физическое и душевное здоровье, свобода от страхов и предрассудков, а так же дружба есть залог человеческого счастья. Не должно бояться богов, не следует бояться смерти. Каждое наше желание следует оценивать с позиций того что будет с нами вследствие удовлетворения или неудовлетворения его. Такова краткая суть эпикурейской философии. К сожалению, из многочисленных произведений Эпикура до наших дней дошли лишь крохи, но и по ним вполне возможно составить полноценное представление о сути данного учения.

Эпикура всегда клеймили как безбожника. И даже в «Божественной комедии» Данте поместил философа в ад.

Здесь кладбище для веривших когда-то
Как Эпикур и все, кто вместе с ним,
Что души с плотью гибнут без возврата
«Божественная комедия», Песнь десятая

Эпикур и в правду указывает на взаимоисключающие логические противоречия в самой концепции бога как такового. «Бог желает предотвратить зло, но не может? Значит он не всесилен. Может, но не желает? Значит он жесток. Может и желает? Тогда откуда возникает зло? Не может и не желает? Тогда за что называть его Богом?»

Однако основной посыл Эпикура не богоборчество, а утверждение следующих принципов:

1. Не должно бояться богов

2. Не должно бояться смерти

3. Благо легко достижимо

4. Зло легко переносимо

В чём же актуальность учения Эпикура для наших дней? Мы живём в эпохи научно-технического прогресса, в информационном мире, но наши истинные экзистенциальные проблемы всегда будут прибывать с нами. Это и страх смерти и стремление к непомерному богатству, и многое другое. Причины всех наших бед находятся в нас самих, а не приходят к нам извне. И пока мы не изменимся внутренне никакие достижения науки и техники, нам не помогут. Напротив любые технические и общественные перемены будут служить лишь средством маскировки нашего внутреннего и внешнего угнетения.

Эпикур говорит: «смерть не имеет к нам никакого отношения, когда мы есть, то смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет». И этим самым Эпикур утверждает главную свободу для человека, свободу от страха смерти. Эпикур говорит о богах «боги, возможно, есть, но они никаким образом не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела». Тут Эпикур утверждает свободу воли для человека. Эпикур учит: «всем желаниям следует предъявлять такой вопрос: что будет со мной, если исполнится то, чего я ищу вследствие желания, и если не исполнится?». Отличный рецепт для всякого кто желает освободиться от всепоглощающей тяги к бесконечному потреблению ради потребления. По Эпикуру «кому малого недостаточно, тому ничего не достаточно».

 

 

Эпикурейство это своего рода средний путь, путь между крайностями аскетизма и гедонизма. И хотя имя Философа не на слуху у большинства людей, а его учение не выросло в нечто подобное буддизму по своему влиянию учение Эпикура дошло до наших дней и сохранило свою значимость. Говоря о достоинствах эпикурейского учения нельзя не отметить и его недостатки. И главный недостаток философии Эпикура (его отмечает Пётр Кропоткин в своей «Этике») в том, что Эпикур не уделяет должного внимания общественно значимым проблемам. Например, Эпикур не осуждает рабство, а, следовательно, не призывает к борьбе за освобождение рабов. То есть Эпикур не был революционером. Всё это так. Однако его материалистическое учение может быть положено в основу революционной этики будущего.

Сергей Калинин

    

Расскажите своим друзьям