Коммунизм

 

 

Коммунизм повторил судьбу всех великих учений. Пережив эпоху своего расцвета,  он пришел в  состояние, когда  с одной стороны – можно увидеть почти религиозную систему ритуалов и заклинаний с партийными бонзами, пребывающими с правящим классом в полной «симфонии» (КПРФ),  с другой стороны – малочисленные секты, фанатично нападающие друг на друга и считающие только себя «истинно-коммунистической партией» (сталинисты, троцкисты, маоисты, бордигисты и пр.).  Ни те, ни другие, в реальности не связаны с рабочим классом, интересы которого, они теоретически отстаивают.

 

Коммунизм  – не изобретение философов  – это социальное движение угнетённых и эксплуатируемых против угнетёния и эксплуатации. С философами или без них, коммунизм  как революционное движение, не исчезнет, по той простой причине, что он не был рождён схоластическими формулами того или иного мыслителя, а зародился в пролетарских подпольных кружках типа «Союза Справедливых»[i].

Философы и интеллигенты (Маркс, Энгельс и пр.) ускорили развитие коммунистической идеи, и поставили ее на солидную теоретическую основу. Но это не определяет монопольного права философов на коммунизм как идеологическую надстройку революционного рабочего движения. 

 

 

В схоластике всегда много абстрактных терминов, не связанных с объективной реальностью и конкретными условиями политической борьбы.

Например:  понятие “диктатура пролетариата” является абстракцией заключающей в себе неясность ее практической реализации.

Понятие это – старое, чисто книжного происхождения и вытекает исключительно из марксистской теории в том виде, в каком она была сформулирована еще в 40-х годах ХIХ века.

Диктатура, как известно  – это неограниченная власть одного или немногих. Представить себе диктатуру целого класса можно только одним образом: класс управляет в лице своих представителей; т.е.  господствует, собственно, не он, а некто от его имени говорящий, или избранный им, или просто считающий себя вправе действовать от имени рабочих. Во главе общества становится после революции новая власть – власть социалистической партии или одной какой-нибудь ее фракции, наиболее влиятельной – и эта власть берет на себя устройство судеб рабочего класса.  Как показал опыт бывшего СССР и современных, еще сохранившихся  «социалистических стран», та часть пролетариата, которая сочувствует правящей партии, пользуется привилегиями – политическими и экономическими; вся же остальная масса не только не влияет на ход вещей, но и подвергается всяким стеснениям своей свободы и самодеятельности. “Диктатура пролетариата”  советского или Китайского (Северокорейского и пр.)  образца – такая же фикция, как и “власть народа” в современном демократическом государстве. 

В основе понимания истории человечества, с точки зрения марксизма, лежит, как известно, мысль, что вся история представляет собою борьбу различных классов, сменяющих друг друга и оспаривающих друг у друга господство в обществе; смена же эта происходит в силу того, что совершенствуется техника и растут производительные силы общества, и каждому моменту этого развития соответствуют свои классы. 

 

 

В 1875 г. в «Критике Готской программы» Маркс дал определение высшей фазы коммунизма: «На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы, и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!».

В «Принципах коммунизма» Энгельса указаны основные признаки высшей фазы коммунистического общества.

«Коммунизм есть учение об условиях освобождения пролетариата. <…> 14-й вопрос: Каков должен быть этот новый общественный строй? Ответ: Прежде всего, управление промышленностью и всеми отраслями производства вообще будет изъято из рук отдельных, конкурирующих друг с другом индивидуумов. Вместо этого все отрасли производства будут находиться в ведении всего общества, то есть будут вестись в общественных интересах, по общественному плану и при участии всех членов общества. Таким образом, этот новый социальный строй уничтожит конкуренцию и поставит на её место ассоциацию[ii]. <…> Частная собственность неотделима от индивидуального ведения промышленности и от конкуренции. Следовательно, частная собственность должна быть также ликвидирована, а её место заступит общее пользование всеми орудиями производства и распределение продуктов по общему соглашению, или так называемая общность имущества.»



 

На вопрос: Каковы будут последствия окончательного устранения частной собственности?

Энгельс отвечал:

« Всеобщая ассоциация всех членов общества в целях совместной и планомерной эксплуатации производительных сил; развитие производства в такой степени, чтобы оно удовлетворяло потребности всех; ликвидация такого положения, когда потребности одних людей удовлетворяются за счет других; полное уничтожение классов и противоположностей между ними; всестороннее развитие способностей всех членов общества путем устранения прежнего разделения труда, путем производственного воспитания, смены родов деятельности, участия всех в пользовании благами, которые производятся всеми же, и, наконец, путем слияния города с деревней — вот главнейшие результаты ликвидации частной собственности».



 

Таким образом, коммунизм – это социально-экономическая формация, которая гипотетически, может быть построена пролетариатом на базисе полностью обобществленной собственности. 

Как показывает историческая практика - коммунистическое общество невозможно построить в национальных границах отдельного государства.

Базирующиеся на государственной собственности режимы, которые под «коммунистическим» названием появились в СССР, в странах Восточной Европы, в Китае, на Кубе, в Северной Корее и т.д., были и остаются капиталистическими государствами, для которых доминирующая идеология только добавила «марксистскую» риторику. Там где есть наемный труд, всегда существует капитал.

 Виталий Седов.

 



[i] Союз справедливых (нем. Bund der Gerechten) — леворадикальная организация, ставшая предшественницей социалистических и коммунистических партий Европы и мира. Создан в 1836 году в Париже по инициативе Вильгельма Вейтлинга на базе радикального крыла тайной организации «Союз отверженных».

 

[ii]  Ассоциация (союз; лат. associo — присоединять) — одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций, являющаяся добровольным объединением юридических лиц и/или граждан с сохранением права последних вступать в другие объединения.

 

Расскажите своим друзьям