Конституционная реформа в России. Кому это нужно?

 

  

Владимир Путин, выступая с ежегодным посланием Федеральному собранию, предложил провести конституционную реформу. Конституционная реформа, инициированная президентом, предполагает внесение поправок в Конституцию. В частности, предложено закрепить в ней статус и роль Госсовета как нового органа государственной власти, предоставить Госдуме полномочия не только согласовывать, но и утверждать кандидатуру председателя правительства, а затем по его представлению – федеральных министров и др.

Как и в случае с повышением пенсионного возраста, Владимир Путин поменял свою позицию по внесению поправок в Конституцию. В первые годы своего президентства, помниться, он выступал против внесения любых изменений в основной закон. Президент РФ неоднократно заявлял, что неизменность Конституции является залогом стабильности и обещал ни при каких обстоятельствах ее не менять. По его мнению, как только будет запущен механизм внесения поправок, остановиться будет сложно. Более того, изменения могут привести к нестабильной ситуации, – утверждал когда-то Путин.

Что же вдруг изменилось? Для чего нужна эта конституционная реформа?

В современной России, как мы видим, неуклонно укрепляется господство частной олигархической собственности. Логично, что правовая система РФ есть возведённая в закон воля буржуазного класса, ядро которого составляют магнаты-монополисты, которые опираются на предпринимателей помельче. Достаточно посмотреть на состав правительства. Ушло в отставку правительство миллионеров, ему на смену пришло новое правительство миллионеров. Практически все министры рекрутированы из буржуазии и аппарат власти состоит из богачей. Вся бюрократия тысячью нитей связана с бизнесом, это видно даже при беглом осмотре официальных деклараций высших должностных лиц. У всех крупных чиновников есть частный интерес под прикрытием активов жён, сестёр, братьев, мам, пап, бабушек, дедушек, водителей, друзей, не говоря уже про офшоры. Всё покрыто мраком «коммерческой тайны», но всюду проглядывает банальное нутро предпринимателей.

 

   

Семь прозападных банкиров 1990-х уступили место сначала двум дюжинам миллиардеров 2000-х, а затем почти сотне 2010-х. Консолидирующей силой российской олигархии стал Путин, который утихомирил пролетарскую массу и сформировал за счёт госзаказа ядро олигархов из своих друзей.

Конституция это возведенная в государственный закон воля господствующего класса.

Таким образом, конституция РФ есть выражение воли этого олигархического класса по поводу основных, генеральных положений общественной жизни страны, возведённой в закон, т. е. в публично оглашённое обязательное правило, обеспеченное системой принуждения государства. Проблема правящего класса РФ состоит в том, что конституцию в начале 1990-х писали представители американского империализма под свои нужды полуколониального положения РФ и некоторые её положения подрывают вольности российской олигархии. Поэтому правки к Конституции РФ, направлены на установление приоритета национального права над международным, это есть тенденция дальнейшего укрепления «суверенитета» российской олигархии. Положение о приоритете международного права было вписано американскими советниками Ельцина в конституцию РФ также, как в своё время вписано и в «основной закон» ФРГ, как стандартная мера для формирования государственности полузависимых стран. Буржуазия РФ решила избавиться от этого бремени, скоро избавится и немецкая.

Но, в то же самое время, монополизм усиливает буржуазную тиранию, реальное содержание зарплаты перестаёт обслуживать элементарное воспроизводство пролетарских семей. В России сокращается коренное  население, растет безработица и бедность.  Это грозит не только взрывами недовольства, но и банальным вымиранием квалифицированной  рабочей силы. Трудовой миграцией эти потери не компенсировать. Это не есть хорошо для бизнеса. Поэтому буржуазный аппарат власти, как штаб всего господствующего класса, старается выправить положение через институты т. н. «социального государства» — пособия, пенсии и т. п. выплаты, а также льготы.

«Социальное государство» орудие буржуазного развращения рабочих.

Социальная политика, отраженная в проекте новой Конституции, направлена, прежде всего, на успокоение пролетариата, на снижение градуса недовольства и брожения. Уже давно известно что, миф «социального государства» является одним из наиболее эффективных средств поддержания экономического и политического порядка капитализма. Капитал уже давно уяснил для себя, что не может господствовать только благодаря «кнуту». Нужен еще и недорогой, но сладкий «пряник» для «наемных рабов». Власть, которая держится только на штыках – долго не простоит.

Чернильница «Обсуждение проекта Сталинской конституции в колхозе Узбекистана»

Стало быть, закрепление в конституции «принципов достойного пенсионного обеспечения» и «минимального размера оплаты труда не ниже прожиточного минимума» есть оформление на бумаге сложившейся модели диктатуры капитала с государственной поддержкой населения, т. н. «социального государства».

Конечно же, подобные формальные нормы на самом деле не гарантируют, что буржуазия не продолжит планомерное снижение уровня жизни народа. Ведь уровень индексации пенсий запросто может быть ниже регулярного  повышения цен, а прожиточный минимум который устанавливается, правительством на основе федерального закона, это чисто абстрактная цифра не связанная с реальной жизнью. Это не говоря уже о том факте, что повышение пенсионного возраста противоречил конституционному положению о недопустимости отменять или умолять права граждан, но оно свершилось, и Конституция никого не остановила.

Владимира на царство!

Что касается поправок, направленных на перераспределение полномочий между органами государственной власти, — это, конечно же, курс на закрепление личной власти и полномочий Путина. Цель данных поправок — дать ему возможность баллотироваться в пятый раз. Потому что меняются 9 статей Конституции и Конституционный суд из 11 человек элементарно, в пять минут, сделает разъяснение, что по новой Конституции Путин может баллотироваться вновь и вновь, сколько ему будет угодно. Но даже если Путин не пойдет вновь на президентство, то в новую конституцию вводится еще Госсовет, который будет дублировать полномочия президента — определять основные направления внутренней и внешней политики (п. 3 ст. 80 конституции), при этом несколько ослабляется президент и усиливается Госдума.

Путин, таким образом, ищет себе место в системе государственной власти после 2024 г. Госсовет, полномочия которого будут утверждены в Конституции, можно наделить правом утверждать силовиков, социально-экономическую концепцию и т. д. И тогда любой президент будет подчинен Путину, возглавляющему Госсовет, в котором он сможет властвовать до конца своей жизни. В итоге: Путин продлевает  для себя ещё 12 лет  личной власти, делает популистский шаг в глазах народа, а за российской олигархии юридически закрепляет независимость от «американских партнеров». То есть, это не Россия «поднимается с колен», а российские «вассалы» - миллиардеры не хотят больше стоять на коленях перед «американскими синьорами». Им тоже хочется почувствовать себя «белыми людьми». К нам – простым работникам, это, конечно же, ни как не относится. Мы как стояли на коленях перед своими боссами, так и будем стоять.

Поправки в Конституцию 2020

Итак, Владимир Путин разработал законопроект № 885214-7, который предполагает изменение целых 9 статей Конституции РФ. Такие обширные трансформации потянут за собой корректировку Федеральных законов (34 из них изменятся), а также принятие нового законодательного акта “О Государственном Совете РФ”.

Давайте вспомним, как это было.

15 января 2020 года была образована рабочая группа по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации в составе 75 человек. 17 января при рабочей группе была сформирована сводная подгруппа, которая будет ежедневно обобщать поступающие предложения.

20 января президент В. В. Путин внёс в Государственную Думу законопроект «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти». 23 января законопроект был принят Госдумой в первом чтении.

11 марта 2020 года Совет Федерации на пленарном заседании в первом чтении принял закон "О внесении поправок к Конституции Российской Федерации". Закон был принят большинством голосов.

12 и 13 марта 2020 года парламенты субъектов федерации одобрили поправки. Из 3980 региональных депутатов против поправок проголосовали 67. Скорость голосования стала рекордной в истории изменений российской конституции.

14 марта 2020 года, в субботу, президент Путин подписал закон о поправках в конституцию. С его подписью вступил в силу порядок принятия поправок, согласно которому поправки вступят в силу после всенародного голосования.

Депутаты Государственной думы РФ Валентина Терешкова (слева) и Ирина Роднина на заседании рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию.

В тот же день, 14 марта 2020 года, Конституционный суд приступил к проверке закона на соответствие конституции. В таком экстренном режиме Конституционный суд ранее собирался лишь однажды - для рассмотрения запроса президента Путина об одобрении договора о присоединении Крыма к России.

16 марта 2020 года Конституционный суд подтвердил соответствие поправок конституции.

Итак, суть изменений: 

  1. Создание федеральных территорий с назначением на них местной власти;
  2. Запрет действий направленных на изменение границы РФ;
  3. Добавлен пункт о правопреемстве СССР;
  4. Добавлено упоминание Бога, защиты исторической правды, признание детей важнейшим достоянием, установка приоритета семейного воспитания;
  5. Установление русского языка государствообразующим, признание культуры РФ уникальным наследием;
  6. Введение положения о самобытности культуры народов, закрепление защиты прав и поддержки соотечественников за рубежом;
  7. Установление возможности размещения отдельных органов власти вне Москвы;
  8. Расширение полномочий ведомств России;
  9. Включение сельского хозяйства и молодежной политики в ведение субъектов РФ, добавление пункта о защите семьи и материнства;

10.  Оплата труда не менее прожиточного минимума, индексация пенсии не реже 1 раза в год, индексация социальных пособий; 

11.  Создание условий экономического роста страны, повышении доверия между государством и гражданами;

12.  Ужесточение требований к высшему должностному лицу субъекта РФ и органах исполнительной власти;

13.  Приоритет Конституции РФ над международным правом;

14.  Закрепление мер по международному поддержанию мира;

15.  Поддержание президентом мира и согласия в стране;

16.  Президент должен проживать в России не менее 25 лет, занимать должность не более двух сроков, не иметь иностранного гражданства;

17.  Добавление президенту полномочий;

18.  Установление неприкосновенности для президента после отставки;

19.  Изменение механизма отрешения президента от должности;

20.  Ужесточение требований к сенаторами и депутатам Госдумы и обеспечение их неприкосновенности;

21.  Совместное собрание палат только для заслушивания президента;

22.  Председатель Правительства несет персональную ответственность перед президентом;

23.  Правительство обеспечивает укрепление и защиту семей, инвалидов, содействует развитию промышленности, поддержке волонтеров и защите экологии;

24.  Включение в Конституцию арбитража, Верховного и Федерального суда, мировых судей;

25.  Ужесточение требований к прокурорам и судьям;

26.  Генеральный прокурор может сниматься с должности президентом РФ;

27.  Усиление полномочий Государственного Совета Федерации;

28.  Главы силовых ведомств и региональные прокуроры назначаются президентом и Советом Федерации. 

29.  Совет Федерации может снимать с должности судей;

30.  Президент и высокопоставленные чиновники не могут иметь иностранное гражданство;

31.  Конституционный суд может проверять законопроекты;

32.  Местное самоуправление подчиняется Федеральным законам;

33.  Госдума может утверждать председателя правительства. 

34.  Органы местного самоуправления должны обеспечивать население медицинской помощью. 

Никто не сделает за человека труда его дела.

Поправки, по сути, уже приняты, потому что процедура, прописанная в Конституции, уже и так выполнена.  Статья 136, в которой четко сказано, что «поправки к главам 3-8 … вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ».  А законодательная власть регионов, как раз уже эти поправки уже одобрила в четверг.  А это значит, что условия, прописанные в законодательстве, формально уже выполнены. Президент, Дума и «Единая Россия» свои новшества провели четко по процедуре: сначала голосуют думские депутаты, потом Совет Федерации, потом субъекты федерации, и, пройдя все уровни депутатского одобрения, поправки попадают к президенту на подпись. Поскольку президент Владимир Путин сам же и предложил все эти поправки – значит, после голосования субъектов РФ они, фактически, уже в силе. Пафосное всенародное голосование не имеет никакого юридического смысла. Предстоящее голосование - это просто политическое шоу для пенсионеров.

 

   

Нам – наемным работникам, эта конституционная реформа нужна как собаке пятая нога. Не думаю, что кто-то из нас почувствует разницу на следующий день после голосования. Мы в реальности останемся все теми же наемными рабами капитала. Хозяева, как и прежде, в любой момент смогут нас выкинуть с работы и сделать нищими. И ни какая Конституция нас сама по себе не защитит. Наши союзники и друзья - единственное, что у нас есть. Только массовые действия самих работников могут изменить существующую политическую систему в лучшую сторону.

Иван Мясников.

 

Расскажите своим друзьям