Немного о «духовном освобождении».

 

     

Нас часто спрашивают: «почему ваше общественное движение носит название «Движение духовного освобождения»? Почему вы взяли такое «религиозное» название? Тем более что вы выступаете с материалистических позиций»…

Жизнь диктует условие нашему разуму. Разум ищет высшие смыслы.  Высшие смыслы нуждаются в философском выражении.

Считается что философия – это теория, оторванная от реальной жизни. На самом деле философия задается не только абстрактными и универсальными вопросами о смысле жизни и познании мира, но и может помочь нам в преодолении вполне конкретных жизненных испытаний. Истинная философия, это, прежде всего практика.  Практическая философия – это и есть духовное освобождение.

О каком «духовном освобождении» мы ведем речь? Не о том ли «освобождении»,  о котором толкуют священники? Или о том, о котором возвещают политики?

И, да и нет. 

Клир церковный  много говорит только о внутреннем освобождении, а политические партии от либералов до коммунистов говорят только о внешнем, политическом  освобождении.

Жизнь учит, что одна идеология без другой не работает. Людям нужно всецелое освобождение, которое Эрих Фромм  назвал радикальным гуманизмом.

Можно сказать, что радикальный гуманизм – это аксиология и практическая философия диалектического материализма.

Диалектический материализм, в свою очередь,  является не философией, отдельной от частных наук и стоящей над ними, а мировоззрением. Это мировоззрение состоит в упразднении любой философии, стоящей над конкретными науками о чём-либо.

Стало быть, духовное освобождение радикального гуманизма обобщенно-схематизированная картина мира и этика, исходящие из постоянно меняющейся совокупности «реальных», положительных наук.

 

  

Мы тоже, в свою очередь, говорим о духовном освобождении человека и  в научно-гуманистском, и в политическом, социальном смысле слова. 

Одного внутреннего освобождения не достаточно. Освобождение от внешнего угнетения  необходимо, потому что оно уродует внутренний мир человека, исключение составляют только редкие индивиды. Но, и одного политического освобождения тоже недостаточно.  Человек нуждается еще и во внутреннем освобождении — освобождении от оков алчности, невежества и деструктивных эмоций.

Духовное освобождение – это такое мировоззрение, которое требует от тех, кто идёт её путём познания себя, смелости и дисциплины, а взамен предлагает свободу и жизнь, наполненную смыслом. Не религиозная вера, а любознательность и широкий кругозор ведут человека к реальному освобождению от гнета внешнего и внутреннего.

Философия духовного освобождения  — это совсем немного теории и очень много практики.  Древний философ - стоик  Эпиктет так говорил об этом: «Так вот, мы видим, что плотник становится плотником, научившись тому-то, кормчий становится кормчим, научившись тому-то. Так не значит ли, что и здесь вовсе недостаточно желать стать добродетельным человеком, а нужно и научиться тому-то?.. Ведь не рассужденьиц недостает теперь, нет, книги полным-полны стоических рассужденьиц. Чего же недостает? Того, кто будет применять на деле рассуждения, кто делом будет свидетельствовать в их пользу».

Поэтому, мы не будем много разглагольствовать. Лучше правильно действовать, чем правильно говорить.

Мы должны действовать, завоевывая  духовную и социальную свободу  на практике.

«Самое трудное в жизни - это сам человек, потому что он вышел из дикой природы не предназначенным к той жизни, какую он должен вести, по силе своей мысли и благородству чувств». (Иван Ефремов. Час Быка)

«Если благодаря разуму человек сумел превратить простое влечение животного в  священный огонь любви, то неизбежна и следующая ступень восхождения». (Иван Ефремов. Лезвие бритвы)

Наша цивилизация подошла к рубежу, прoйти который она сможет только существенно изменив себя.  Освоение философии духовного освобождения, восходящей своими корнями к античному стоицизму,  становится  необходимым условием победы жизнеутверждающих, гуманистических сил над разрушительной стихией буржуазного мира «Инферно».

 

 

Капиталистический ад делает человека невротиком. Ведь невротизм - это не что иное, как естественная защита организма от агрессивной социальной среды. Если Вы не можете определить в какой сфере у вас трудность - Вам «просто плохо», «не знаете, как жить дальше», «нет интереса жить», и т.д.  - значит Вам нужна помощь профессионального психолога. Но еще в большей степени нам всем нужно «искусство быть» - практическая философия жизни, включающая в себе, этику, аксиологию и психотерапию. Такую практическую философию мы и называем «искусством быть», «школой жизни» или «духовным освобождением».

«Духовность» для нас – это производное от материи и никакого идеализма!

Путь «духовного освобождения»  можно выразить  в трех пунктах:

- принятие и осуществление в жизни принципов гуманистической этики - забота о ближнем и стремление к нравственному самосовершенствованию;

- активная жизненная позиция и борьба за справедливое общество;

- воспитание воли к жизни, преодолевая невзгоды, практикуя самоконтроль, осознавая свои импульсы, эфемерную природу проблем и недолговечность существования. 

Но, понимать теорию и уметь применять знания на практике — две совершенно разные вещи. Именно поэтому мы рассмотрим 12 упражнений для тех, кто желает практиковать философию «духовного освобождения», а не просто знать о ней.

 

 

 

Упражнение 1: анализируйте свои впечатления

Эпиктет, советовал своим ученикам развивать привычку применять одну из его основных доктрин: всегда анализировать свои впечатления, то есть реакции на происходящие события, а также на действия людей. Для того, чтобы этого достичь, необходимо удерживать себя от поспешных эмоциональных реакций, уметь отстраниться от ситуации и дать себе простор для размышлений в спокойной обстановке.

При анализе своих впечатлений критически важно помнить, что далеко не все окружающие нас вещи находятся в нашей власти. Причем нам следует сконцентрировать свои усилия на том, что нам под силу изменить и не беспокоиться по поводу всего остального.

Чтобы проживать свою жизнь, а не делать все на автомате, можно каждый час или два делать остановку и осознавая настоящий момент спрашивать себя «Что я сейчас чувствую»?

Упражнение 2: напоминайте себе о бренности вещей

Стоический принцип о бренности вещей можно трактовать как предостережение против культа потребления, однако он несет более глубокий смысл. В список бренных вещей также входит и человеческая жизнь. Смысл этого состоит в том, чтобы помнить — любимые вами люди не вечны и в любой момент могут покинуть вас.

Практическое следствие данного принципа довольно простое: необходимо напоминать себе о бренности окружающих вас вещей и людей, а потому жить настоящим моментом, ведь неизвестно, что с ними произойдет в скором будущем.

Упражнение 3: смотрите на ситуацию со стороны

Интересно, как по-разному мы относимся к одному и тому же событию, когда оно происходит с другими людьми и когда затрагивает непосредственно нас. Именно поэтому в рамках данного упражнения полезно задумываться о том, что у Вселенной нет любимчиков. 

В случае несчастного случая, травмы, болезни или смерти тех, кто нам дорог, следует помнить, что такие несчастья неизбежны и происходят практически со всеми окружающими вас людьми, а потому вы не являетесь исключением. 

Упражнение 4: говорить мало, но по существу

Есть смысл отказаться от некоторых тем для обсуждений или хотя бы свести их к минимуму. Нам следует отказаться от обсуждений бесконечных историй о том, что съела на завтрак очередная кинозвезда и с кем провела прошлую ночь. 

Предаваться обсуждению сплетен — также не лучшая идея. Взамен, куда лучше сконцентрировать свои усилия на обсуждении того, что вы недавно прочитали, увидели или о чём размышляли. 

Упражнение 5: отвечайте на оскорбления с юмором

В рамках данного упражнения удобно процитировать все того же Эпиктета: «Если сообщат, что кто-то плохо отзывается о тебе, не старайся оправдываться. Напротив, ответь: «Этот человек не знал о прочих моих пороках, иначе он не ограничился бы только этими».

Другими словами, вместо обид на чьи-то оскорбления, куда полезнее ответить на них самоуничижительной репликой. Вам от этого станет легче, а обидчик окажется обезоружен. 

Отдельно лишь стоить заметить, что необходимо отличать оскорбления от жёсткой и прямой конструктивной критики. В последнем случае реагировать на замечания собеседника с помощью шуток — не лучшая практика. 

Упражнение 6: не говорите много о себе

Данное упражнение настолько же актуально сегодня, насколько оно было актуально несколько тысяч лет назад. Во время разговора с группой собеседников никому не интересно часами слушать истории о вас. Взамен, вам определенно стоит больше интересоваться теми, с кем вы общаетесь. 

Кроме того, как показывают современные исследования, подобный подход к разговору поможет вам куда больше нравиться людям.

Упражнение 7: говорите без осуждения

Во время разговора очень важно разделять подтвержденные факты и наши личные оценочные суждения. Так, например, если человек пьёт большое количество вина, то допустимо сказать об этом. Впрочем, совершенно другое дело — сказать, что это плохо. Не разобравшись в причинах злоупотребления алкоголем, выносить оценочное суждение — плохая практика, которую стоики советовали избегать. 

Хотя отдельно стоит заметить, что в повседневной жизни следовать данному совету не так уж и просто, однако старания стоят того.

 

  

Упражнение 8: выбирайте правильных друзей

В друзья следует искать людей, которые стараются развиваться как личности, вследствие этого принося пользу самим себе и окружающим их людям. В более общем смысле, данный совет — напоминание о том, что наша жизнь коротка и нам следует внимательно относиться к тому, с кем и как мы проводим время. 

В идеале мы должны выбирать друзей, которые лучше нас, чтобы мы могли учиться у них и становиться лучше. 

Упражнение 9: остановитесь и сделайте глубокий вдох

Прежде чем принять какое-либо решение, лучше остановиться, сделать глубокий вдох и подумать, а действительно ли оно того стоит. Принятие взвешенного решения вследствие вдумчивых рассуждений вместо импульсивных порывов — залог успеха. 

Упражнение 10: размышляйте о каждом прошедшем дне

Данное упражнение является последним в нашем списке, однако по значимости оно одно из важнейших. Его суть заключается в совете, который давал своим ученикам древний философ – стоик Сенека: каждый вечер следует предаваться размышлениям о том, как прошел ваш день.

Так, например, подобно императору-стоику Марку Аврелию вы можете записывать свои размышления о наиболее значимых событиях дня в философский дневник, снабжая их комментариями. Цель в том, чтобы дополнительно осмыслить те события дня, которые имеют очевидный этический аспект. Подобными событиями может быть ссора с коллегой, несдержанное обещание или что-то более позитивное вроде оказанной услуги другу. Важно задуматься о том, какой урок можно извлечь из данного опыта. 

Упражнение 11: практикуйте осознанное дыхание.

Самый простой способ вернуть свой ум в настоящее — сосредоточиться на своем дыхании. Сосредоточьте внимание на вдохе и выдохе, не вмешиваясь, просто наблюдая. Эта практика успокаивает, погружает в настоящий момент, расслабляет. Каждый раз, когда вы собираетесь начать новую деятельность, полностью погрузитесь в настоящий момент, выполнив следующие действия:

  • Обратите внимание на свое дыхание.
  • Почувствуйте вдох.
  • Почувствуйте выдох.

Старайтесь удержать это состояние как можно дольше.

Упражнение 12: осознанно работайте с негативными эмоциями.

Если вами овладели негативные чувства, переведите свое внимание внутрь и спросите себя «Что я чувствую, где в теле я это чувствую?». Затем сконцентрируйте там свое внимание и начинайте осознанно выдыхать, пока эмоция не раствориться. Со временем вы сможете быстро растворять негативные эмоции своим осознанием. 

 

 

 

Данная практика работает. Она реально способна изменить нас.   Применяя  эти упражнения, Вы начнете легче переносить стрессовые ситуации. Но, в отличие от религии, философия «духовного освобождения» не обещает Вам сверхъестественной помощи и стопроцентной гарантии. Вам предлагается только попробовать самим изменить свою жизнь, опираясь исключительно на свои собственные силы. Практическая философия подобна восхождению по лестнице, где возможно лишь постепенное приобретение опыта. Неудача может заставить думать, что практика не улучшает положение дел, и вы двигаетесь назад. Не имеет значения, что вы потерпели неудачу или совершили ошибку, вы начинаете упражнения снова, а это победа над любой неудачей.

Если Вы хотите узнать больше, то можете почитать книгу знаменитого философа и психолога Эриха Фромма «Искусство быть». В этой книге дано направление к оздоровлению человеческой личности, на то, чтобы сделать жизнеощущение человека более качественным. На то, чтобы человек стал мастером в искусстве жить. 
 

Иван Наговицын.

   

Расскажите своим друзьям