О теракте в Архангельске и об индивидуальном терроре в целом.

 

 

31 октября 2018 года в 8:52 по местному времени, 17-летний Михаил Жлобицкий, считавший себя анархо-коммунистом, вошел в здание управления ФСБ в Архангельске, извлек из пакета самодельное взрывное устройство, которое взорвалось у него в руках. В результате взрыва погиб сам нападавший и пострадали еще трое сотрудников ФСБ РФ. Ни одна лево-радикальная организация не взяла ответственность за совершенный теракт.

Реакция в социальных сетях и трудовых коллективах крайне неоднозначная, кто-то восхищается поступком Жлобицкого, кто-то перекладывает ответственность за его поступок на всех левых без разбору.

Что по этому поводу можем сказать мы – коммунисты-интернационалисты?

Подавляющее большинство террористов идет на такие меры в поисках справедливости. Они видят полную деградацию нынешнего общества и в социальном и в моральном плане, но не имеют никаких научных ориентиров, куда же надо двигаться на самом деле.

Коммунистическое движение дискредитировано и оклеветано, буржуазная демократия сплошь показывает свое полное лицемерие. Они кидаются туда, где буржуазное общество, отдельные отряды буржуазии, оставляет открытыми каналы недовольства: в исламизм, нацизм, левачество и тп. А порой и исподволь манипулирует ими в своих групповых классовых интересах.

Факт самих действий такого рода, - говорит о том, что в обществе назревает напряженная политическая обстановка вызванная конфликтом между производительными силами и производственными отношениями.

Главной и основной помехой развитию производительных сил экономики России являются пережитки государственного капитализма, т. е. когда госкомпании принадлежат обществу только на бумаге, а по сути - это собственность узкого круга лиц назначаемых на данную роль государством. Такое положение дел тормозит развитие научно-технического потенциала страны и социальных программ. Таким образом, пропасть между богатыми и бедными становится все шире.

 

  

Этот конфликт ищет своего выхода в виде политической борьбы. И терроризм как и прочие виды экстремизма – это извращенная форма политической борьбы. Логика экстремизма исходит из предвзятой, ложной идеи, а не из фактов действительности. Факты она воспринимает лишь избирательно, и только те, что согласуются с ее ценностными посылками, и интерпретирует эти факты не как доказательство, а как следствие ценностных посылок.

Суть терроризма - насилие с целью устрашения. Субъект террористического насилия - отдельные лица или радикальные организации. Объект насилия - власть в лице отдельных государственных служащих или общество в лице отдельных граждан. Кроме того - частное и государственное имущество, инфраструктуры, системы жизнеобеспечения. Цель насилия - добиться желательного для террористов развития событий - восстания, дестабилизации общества, обретения независимости некоторой территорией, падения престижа власти, политических уступок со стороны власти и т.д.

Террористическую деятельность могут вести террористы-одиночки, террористические группы и организации (в том числе международные при поддержке определенных государств). Терроризм осуществляется как борьба подпольная, насильственная, целенаправленная, управляемая, идеологизированная. Жертвы терроризма могут быть случайными или выборочными (представляя собой символы каких-либо институтов). Террористический акт выполняет функции устрашения определенной категории лиц либо пропагандирует идеи террористов.

Терроризм ни в коем случае не является средством борьбы прогрессивных сил общества. Он представляет собой выражение социальных слоев, лишенных исторического будущего.

История не знает примеров достижения, каких бы то ни было политических, религиозных, идеологических целей средствами террора. Нет их и в новейшем времени. К такому выводу приходят исследователи проблемы терроризма. В рамках одного такого исследования, проведенного американскими специалистами, была изучена деятельность 500 разномасштабных террористических группировок по всему миру.

Оказалось, что 95% из них не добились никаких результатов даже по собственным оценкам. И только лидеры 5% экстремистских формирований заявили, что считают, что, так или иначе, решили ставившиеся задачи, но это на самом деле больше похоже на грубую пропаганду, нежели на статистически достоверный факт.

Террористические акты - это именно опосредованные действия меньшинства, стоящего вне реальной классовой борьбы. Даже если это меньшинство жаждет «освободить» пролетариат, оно берет на себя роль его «представителя», действует вместо него. И в этом смысле оно поступает вполне в духе самой капиталистической системы, самой буржуазной демократии. Знак меняется, логика остается той же. Задача классовой борьбы иная: быть не как можно более «крутым» или кровавым, а быть заточенным на самодеятельность людей труда. Классовая борьба может сопровождаться насилием трудящегося класса, совершаемым против капиталистических структур и институтов, но оно не направлено против людей как таковых.

Жаль, что Миша Жлобицкий так глупо отдал свою жизнь. Загубив себя, он еще и подставил многих молодых ребят из левого движения, которых теперь начинают «крепить» по поводу и без повода. Он дал повод буржуазному режиму развязать политические репрессии против левой оппозиции в целом. Понятно, что было бы желание, а повод всегда найдется. И все же, глупо давать повод ищущим повода.

 

  

Критикуя индивидуальный террор, что мы предлагаем?

Единственный выход для рабочей молодежи – осваивать научное мировоззрение, чтобы понимать объективные законы общественного развития.

Человек может реально бороться с несправедливостью мира только с позиций научного анализа, существующей социальной среды. Одной из наиболее прогрессивных форм анализа общественного развития, до сих пор остается марксистская философия.

Без определённых познаний в марксистской теории найти выход из создавшегося положения нам всем будет крайне сложно. Иначе самый справедливый, самый широкий народный протест окажется в руках реакционной части буржуазии, что приведет к резкому ухудшению положения трудящихся, отмене даже видимости демократии и значительно затруднит нашу борьбу за справедливое и гуманное общество.

Михаил Светлов.

  

Расскажите своим друзьям