Относительность «нормальности» и «ненормальности»

 

    

Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия.

Ранние психиатрические исследования ставили перед собой цель классифицировать пациентов. Этот подход обладал несколькими практическими достоинствами, и одним не из последних было открытие определенных взаимозависимых условий, таких как прогрессивный паралич. Следующим практическим шагом было объединение этой концептуальной дифференциации нормальности и ненормальности в признанный язык, например, в понятия «психическое здоровье» и «психоз». Однако, как только было принято, что с коммуникационной точки зрения модель поведения может быть изучена только лишь в контексте, в котором она появилась, понятия «психическое здоровье» и «психоз» практически потеряли свои значения как атрибуты личности. Подобным образом представление о «ненормальности» стало сомнительным. Теперь достигнуто соглашение о том, что состояние пациента не является статичным, а изменяется в зависимости от его внутриличностной ситуации, впрочем, как и от предвзятости наблюдателя. Когда же психиатрические симптомы стали рассматриваться как поведение, соответствующее интеракции, система отсчета стала диаметрально противоположной классической психиатрической точки зрения. Значение этой смены акцента вряд ли может быть переоценено. Таким образом, «Шизофрения», рассматриваемая как неизлечимое и прогрессирующее заболевание сознания, и «шизофрения» как единственно возможная реакция на абсурдный или непригодный контекст (реакция, которая следует этому контексту и, следовательно, осуществляет правила (такого контекста) являются двумя всецело различными представлениями хотя различие лежит в несовместимости двух концептуальных рамок, несмотря на то, что клиническая картина, к которой они применены, похожа в обоих случаях. Смысл этиологии и терапии, вытекающий из этих различных точек зрений, также сильно отличается; следовательно, наш интерес к изучению и подчеркиванию коммуникационной точки зрения нельзя считать упражнением в схоластике (интеллектуальным упражнением).


 

Хейли Д. Что такое психотерапия

Системная теория

Не все теории психотерапии пришли из XIX в. Некоторые возникли в середине XX в. Новой теорией причин возникновения симптомов стала теория, согласно которой семья является саморегулирующейся системой, а поведение ее членов поддерживает эту систему. Например, если муж приходит домой слишком поздно, жена реагирует на это. Если жена возвращается слишком поздно, реагирует муж. Если они оба задерживаются, реагирует ребенок. Это значит, что любое движение в сторону изменения системы побуждает регуляторы к предотвращению изменения. Естественно, эта теория несколько сложнее, но, по сути, она утверждает, что симптом является ответом на некоторые элементы в семейной системе и что, если нужно изменить симптом, нужно изменить эту систему. Те люди, которые говорят, что не в силах справиться со своим поведением, реагируют беспомощностью на то, что делают другие люди. Тогда симптомы являются частью повторяющихся последовательностей поведения, которые психотерапевт должен попытаться изменить.

Эти системные теории возникли на конференциях кибернетиков в конце 1940-х гг. и быстро распространились в различных областях науки. В психиатрию эти идеи внедрил по большей части Грегори Бейтсон, который участвовал в кибернетических конференциях, проводимых Масу Foundation, а позже описал психиатрические проблемы с точки зрения системного подхода. (Милтон Эриксон посетил первую конференцию Масу.) Дон Джексон, который стал консультантом в проекте Бейтсона, заметил, что родственники отрицательно реагируют на улучшение пациента, и предложил взгляд на семью как на гомеостатическую систему[12].

Самым первым следствием распространения системной теории стал отказ от понимания прошлого как причины психопатологии. До этого симптом рассматривался как продукт детских переживаний и считался интериоризированным ответом на прошлое. Например, фобия рассматривалась как ответ на травму, которая каким-то образом интериоризировалась. Системный подход доказывал, что актуальная ситуация имеет принципиальное значение как причина психопатологи и что симптом является адекватным поведением в актуальном социальном контексте. А раз симптом является некоторой адаптацией к ситуации, его изменение требует изменения социальной ситуации. Благодаря этой идее родилась семейная психотерапия.

Мысль о том, что терапия должна фокусироваться на настоящем, а не на пролом, до сих пор является предметом споров. Супервизор должен решить для себя, является ли симптом следствием прошлого или настоящего. Если у клиентки, пережившей в детстве сексуальное насилие, возникли сексуальные проблемы отношениях с мужем, следствие ли это событий детства или того, что у нее что-то неладно в отношениях с мужем? В зависимости от того, видит ли терапевт истоки симптома в прошлом или в настоящем, терапия будет принципиально различаться. Еще одним примером является алкоголизм: лежат ли его причины в нефункциональной родительской семье, или в наследственной предрасположенности, или причиной пьянства является актуальная социальная ситуация?


   

Рональд Лэйнг «Расколотое «Я»»

«То, что мы называем «нормальным», есть производное подавления, вытеснения, расщепления, проекции, интра-проекции и других форм разрушительного воздействия на переживание. Оно коренным образом отчуждено от структуры бытия.
Существуют формы отчуждения, которые относительно инородны статистически «нормальным» формам отчуждения. «Нормально» отчужденная личность по причине того, что она действует более или менее как все остальные, считается психически здоровой. Другие формы отчуждения, выбивающиеся из господствующего состояния отчуждения, клеймятся «нормальным» большинством как дурные или безумные.
Состояние отчуждения, сон, бессознательное состояние, нахождение не в своем уме -состояния нормального человека. Общество же высоко ценит своего нормального человека. Оно обучает детей потере самих себя и превращению в нелепых, и таким образом нормальных людей.
За последние пятьдесят лет нормальные люди убили, вероятно, сто миллионов своих нормальных собратьев.» («Расколотое «Я»).

 

Расскажите своим друзьям