Прометей, принёсший огонь.

 

      

К 200-летию со дня рождения Фридриха Энгельса.

28 ноября исполняется 200 лет со дня рождения эпохального немецкого философа и политического деятеля  Фридриха Энгельса (28 ноября 1820 года, Бармен  — 5 августа 1895 года, Лондон).

Фридрих Энгельс родился в вестфальском городе Бармен (ныне район Вупперталя) 28 ноября 1820 года в семье преуспевающего текстильного фабриканта. Его отец, Фридрих Энгельс Старший (1796—1860), исповедовал протестантское течение пиетизм.

Мать — Элизабет Франциска Мауриция Энгельс, урождённая ван Хаар (1797—1873). Дед по матери — Герхард Бернхард ван Хаар, филолог, бывший ректор гимназии в Хамме.

У Фридриха было восемь братьев и сестёр. С 13 лет посещал городскую школу и затем гимназию в соседнем Эльберфельде (с 1834). В 17 лет по настоянию отца оставил гимназию, чтобы работать продавцом в семейной торговой фирме в Бармене. Продолжил обучение на торгового работника с августа 1838 года по апрель 1841 года в Бремене. Там он наряду с обучением подрабатывал бременским корреспондентом «Штутгартской утренней газеты» — («Stuttgarter Morgenblatt») и «Аугсбургской общей газеты» («Augsburger Allgemeine Zeitung»). Молодой Энгельс написал свою первую статью в марте 1839 года, в возрасте 18 лет.

В 1843 Энгельс в Англии завершал стажировку в английском филиале компании своего отца, где начал сотрудничать с журналом «Новый моральный мир: и вестник рационального общества» — («New Moral World: and Gazette of the Rational Society»).

В первой написанной им статье для этого социалистического журнала, основанного промышленником, филантропом и профсоюзным организатором Робертом Оуэном, совсем ещё молодой Энгельс указывает на то, что во всех трёх крупнейших и цивилизованных государствах Европы существовали сильные движения, имеющие абсолютно разное происхождение, но при этом выступавшие за общественную собственность:

«Англичане пришли к нему практическим путём, вследствие быстрого роста нищеты, деморализации и пауперизма в их собственной стране; французы – политическим путём, отправляясь от требования политической свободы и равенства, но, убедившись, что этого недостаточно, они присоединили к своим политическим требованиям требования социальной свободы и социального равенства; немцы же стали коммунистами философским путём, путём размышления над основными принципами».

   

   

Факт того, что такие различные пути привели к одному и тому же пункту, является неоспоримым доказательством того, что «коммунизм - не следствие особого положения английской или какой-либо другой нации, а необходимый вывод, неизбежно вытекающий из предпосылок, заложенных в общих условиях современной цивилизации». Различное происхождение неизбежно приводит к расхождениям в аспектах, которые Энгельс считает второстепенными и полностью совместимыми с общим видением коммунизма.

На основе этого убеждения Энгельс начинает углублять изучение теоретических основ коммунизма. В Манчестере он вступил в связь с деятелями тогдашнего английского рабочего движения и стал писать в английских социалистических изданиях. В 1844 году, возвращаясь в Германию, он по пути познакомился в Париже с Марксом, с которым уже раньше у него завязалась переписка. Маркс в Париже под влиянием французских социалистов и французской жизни сделался тоже социалистом. Здесь друзья сообща написали книгу: «Святое семейство, или критика критической критики».

Три пути, которыми Германия, Англия и Франция пришли к необходимости коммунизма, привели Маркса и Энгельса к изучению, приспособлению и переработке немецкой философии, английской политической экономии и французского социализма для того, чтобы на их основе создать новую монолитную теорию. Именно они, по определению Ленина, являются «тремя источниками и тремя составными частями марксизма».

В 1848 году совместно с Карлом Марксом он написал «Манифест Коммунистической партии». Помимо этой работы, он сам и в соавторстве (в основном с Марксом) написал ряд других трудов, а позже финансово поддерживал Маркса, пока тот вёл исследования и писал «Капитал». После смерти Маркса Энгельс редактировал второй и третий тома. Маркс умер, не успев окончательно обработать свой огромный труд о капитале. Вчерне, однако, он был уже готов, и вот Энгельс после смерти друга принялся за тяжелый труд обработки и издания II и III тома "Капитала". В 1885 г. он издал II, в 1894 г. III том. Кроме того, Энгельс организовал заметки Маркса по теориям прибавочной стоимости, которые в 1905 году издал Карл Каутский как «четвёртый том» «Капитала».

Возможность применять по отношению к обществу научные методы, которые дали великолепные результаты при изучении природы, была подготовлена теоретическими завоеваниями, сделанными буржуазией в течение трёх веков её борьбы против феодальных классов. Буржуазии, которая теперь занялась консервацией достигнутого, это наследие больше не требовалось, в то время как пролетариат, который в нём нуждался, был задавлен тяжелейшими условиями своего существования. Поэтому, в начале были необходимы буржуа, которые осознали истощение исторической функции собственного класса, которые обладали интеллектуальным мужеством для того, чтобы предать класс, к которому они принадлежали по праву рождения, украсть революционный опыт и передать его в лагерь классового противника. В общем, сделать то, что в древнегреческой мифологии сделал Прометей, принёсший огонь людям, украв его у богов.

 

 

Это сделал «Доктор Маркс», многообещающий юноша радикальной немецкой журналистики, вместе со своим другом Энгельсом, ещё более молодым отпрыском династии промышленников. Он, как и Маркс, является одним из основоположников материалистического понимания истории. Энгельс совместно с Марксом предпринял диалектико-материалистическую переработку буржуазной политической экономии. Создав вместе с Марксом диалектический материализм, материалистическое понимание истории и научный коммунизм, Энгельс в ряде своих произведений в строго систематизированной форме изложил марксизм как цельное мировоззрение, показал его составные части и теоретические источники. Этим Энгельс в огромной мере способствовал победе марксизма в международном рабочем движении в 90-е гг. XIX века.

Иван Мясников.

 

Расскажите своим друзьям