Психология предрассудков

 

   

Когнитивный[1] скупец

По мере того как на протяжении 1970-х годов развивались исследова­ния влияния когнитивной системы на социальную перцепцию[2], получаемые данные вновь и вновь свидетельствовали: люди в своем восприя­тии социального мира значительно чаще предпочитают эффективность в ущерб точности своих суждений. Это представление о воспринима­ющем субъекте часто обозначалось как модель «когнитивного скупца» (Taylor, 1981). Сторонники этого подхода полагают, что люди больше озабочены тем, чтобы находить более быстрые и более эффективные способы анализа окружающего мира (Fiylor & Taylor, 1991). Менее быст­рые, зато более точные когнитивные процессы ценятся меньше. Главной целью, по-видимому, является максимально быстрое формирование суж­дений или оценок. Это объясняется несколькими причинами. Во-пер­вых, если мы способны быстро сформулировать впечатление о другом человеке, то устраняется тревога, связанная с тем, что мы не знаем, как себя вести, или что можно от него ожидать. Во-вторых, неточные оценки других людей имеют немного, а часто и вообще не имеют каких-либо негативных последствий. Например, идя по улице, вы обычно автома­тически категоризируете практически каждого, кто попадает в поле вашего зрения. Эти многочисленные категоризации не оказывают замет­ного влияния на других людей, поскольку вы не взаимодействуете с ними и в дальнейшем можете никогда не встретиться с большинством из них. Таким образом, когда мы думаем, что много знаем о категоризируемых субъектах и о том, что можно от них ожидать, преимущества этого со­ стояния значительно перевешивают отдаленную возможность того, что негативная категоризация может привести к негативным последствиям (например, к конфронтации с индивидом, которого мы оценили неадек­ватно). Однако, как будет показано дальше, мышление, основывающе­еся на стереотипах, действительно может оказывать большое влияние на наши установки и поведение в межгрупповых ситуациях.

Модель когнитивного скупца в социальной перцепции чрезмерно акцентирует роль когнитивных процессов и не включает другие факто­ры, такие, например, как аффект[3] или мотивация. Это связано с проблемой, которую многие критики усматривают в социально-когнитивном направлении в социальной психологии. Они находят, что в разработан­ных теориях почти полностью доминирует когнитивный аспект и слиш­ком мало выражен социальный (Spears et al., 1997). «Я», аффекты, моти­вация и другие факторы отходили на задний план, в пользу объяснений, направленных на то, чтобы понять, как работает когнитивная система и каковы ее границы. Однако эта критика является не совсем справедли­вой на уровне социального познания, поскольку предполагает, что ис­следователи, пытаясь понять, как мы категоризируем и стереотипизируем других людей, не рассматривали целостную систему (ее социальный и когнитивный аспекты вместе). Но такова природа научного познания (Kuhn, 1970). Чтобы понять влияние того или иного фактора на систе­му, ученые должны сначала понять природу самого этого фактора, абстрагируясь от влияния других факторов. После того как эта задача реше­на, вводятся другие факторы в различных комбинациях и в разных си­туациях, с тем чтобы определить, как этот фактор взаимодействует с другими элементами окружающей среды. Именно так и обстояло дело с когнитивной революцией в социальной психологии. Когда исследователи начали понимать границы и степень когнитивных влияний в соци­альной категоризации, научный маятник качнулся в обратную сторону, чтобы снова высветить роль аффектов и мотивации в категоризации.

Мотивационный[4] тактик

Трактовка социальной перцепции предполагает когнитивную составля­ющую, но также привлекает мотивационные и аффективные факторы для объяснения того, как межгрупповые социальные взаимодействия и социальная категоризация влияют на установки, аффекты и поведение субъекта восприятия (Fiske & Taylor, 1991; Pendry & Macrae, 1994). Со­ гласно этому подходу, воспринимающий субъект является интеграль­ной частью социального контекста, причем его мотивация варьируется в зависимости от динамической природы контекста. Мотивация может обусловливать тенденциозность восприятия субъектом других людей, в зависимости от того, что лучше всего соответствует его актуальным по­требностям, ценностям и целям в данный момент. Этот взгляд отражает богатство исследований аффективных и мотивационных состояний, ко­торые были проведены в период доминирования социально-когнитив­ного подхода в социальной психологии в общем и в изучении межгруп­повых отношений, в частности. После того как параметры и границы когнитивных факторов в социальной перцепции были установлены, ис­следователи снова сфокусировались на мотивации (например, Adorno et al., 1950; Festinger, 1957) и аффективном аспекте (например, Dollard et a l , 1939).

С точки зрения когнитивно-мотивационного подхода, категоризация отвечает потребности рассматривать «свою» группу позитивно сравни­ тельно с «чужой» группой (более детально этот вопрос обсуждается в главе 4) (Duckitt, 1992). Таким образом, воспринимая другого человека, субъект иногда может стремиться к максимальной точности восприя­тия, а иногда предпочитает эвристический подход, обеспечивающий быстроту восприятия (и оценки) или повышение самооценки (Fiske & Taylor, 1991; Showers & Cantor, 1985; Tajfel & Turner, 1979). С течением времени исследователи проявляли все больший и боль­ший интерес к роли мотивации (например, Kruglanski, 1996) и аффек­тов (Mackie & Hamilton, 1993) в межгрупповом восприятии. В насто­ящее время можно видеть полное согласие относительно того, что моти­вация играет важную роль в социальном познании и в восприятии «чужой» группы особенно (Geen, 1995; Gollwitzer & Moskowitz, 1996). В своем обзоре литературы по мотивации и стереотипам Кунда и Синклер (Kunda & Sinclair, 1999) пришли к выводу, что люди более склонны использовать стереотипы в тех случаях, когда они подкрепляют их желательное пред­ставление о воспринимаемых людях. Таким образом, мотивация в дан­ном исследовании определяется как побуждение к совершению (или избеганию) определенных действий, направленных на достижение тех или иных целей. Интересно отметить, что эти авторы показали также, что люди могут быть мотивированы подавлять активизацию стереотипов, если думают, что те будут препятствовать в достижении их личных целей или в социальных взаимодействиях. Действительно, существует много свидетельств, подтверждающих, что при достаточной мотивации люди могут подавлять свои стереотипы (Bodenhausen & Macrae, 1998). В главе 2 подавление стереотипов обсуждается более детально.

 

Т. Нельсон.

Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения.

 


[1]Когнитивный(лат. cognitio восприятие, познание) относящийся к познанию.

[2] Восприя́тиеперце́пция (от лат. perceptio) — чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным.

[3] Аффе́кт (лат. affectus — страсть, душевное волнение) — эмоциональный процесс взрывного характера, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов. Аффекты отличают от эмоцийчувств и настроений.

[4] Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действиюпсихофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

 

Расскажите своим друзьям