Религиозность россиян в прошедшем 2019 году

 

 

 

Наше общество до краха СССР было в основном нерелигиозным, причем нельзя сказать, что прямо идейно атеистическим, скорее безразличным к религии.

А затем был резкий скачок, и в 90-е появилось такое явление, как формальная религиозность, когда большинство относило себя к той или иной религии, что приветствовалось на высшем уровне и считалось поведением социально одобряемым, тогда как критика религии именно в начале 90-х, на первых порах «возрождения духовности», не приветствовалась как минимум.

Однако затем интерес к религии начал явно падать и поддерживался преимущественно за счет государственной политики. Спад посещаемости храмов признавался на высшем уровне, например, ныне покойный патриарх Алексий II отмечал в 2004 году:

«Сегодня нам приходится наблюдать ряд явлений отрицательного характера: это общая статичность церковного быта, отсутствие динамики в приходской деятельности, слабая посещаемость храмов молящимися, отсутствие религиозных интересов у подрастающего поколения». (Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Епархиальном собрании города Москвы. URL: https://mospat.ru/archive/2004/12/8340/)

 

  

Несмотря на это, РПЦ сумела протолкнуть проект: «Основы православной культуры» в школах. Это предмет, который можно выбрать из комплекса «Основы религиозных культур и светской этики», однако в то же время по нему есть ряд вопросов.

Во-первых, в отдельных регионах к этому предмету прямо принуждают. Простой пример:

«Псковские школьники начальных классов обязаны изучать факультативный предмет «Основы православной культуры». Об этом узнали родители и запросили информацию у администрации учебного заведения. Руководство объяснило, что это — требование исполнительной власти города, и если ребёнок не будет посещать занятия, его ждёт незачёт. Городское управление образования рассказало родителям, что курс преподаётся как “светский учебный предмет”». (Родители школьников выступили против православных уроков. URL: https://www.rotfront.su/roditeli-shkolnikov-vystupili-proti/)

Ну и плюс к этому нужно также сказать, что в отдельных российских регионах еще до 2012 года «Основы» преподавались как безальтернативный курс. Например, в Курской области с 1996 года. (Регулирование межконфессиональных отношений, деятельность религиозных организаций и иные вопросы религии в законодательстве субъектов Российской Федерации. URL: http://www.dpr.ru/pravo/pravo_22_13.htm)

Следовательно, все это должно с точки зрения религиозных деятелей приносить некие плоды, вот это давайте и проверим.

Пол

Если взглянуть на фотографии с верующими, то может сложиться впечатление, что женщин просто в разы больше, чем мужчин, особенно это актуально на фотографиях с массовых событий (крещение, Пасха).

Посмотрим, насколько это коррелируют с самоидентификацией граждан по опросам. Итак, по опросу Фонда «Общественное мнение» (URL: https://fom.ru/TSennosti/14179), 79% населения относят себя к той или иной вере, иногда речь идет о просто «духовных практиках», то есть не религии в традиционном понимании слова, просто это люди, которые верят в некие «высшие силы».

Среди них православных — 65%, сторонников ислама — 7%. Из этого и будем исходить. Если брать православие, то сторонниками данной традиционной религии себя считает 57% мужчин и 71% женщин. По исламу — 9% мужчин и 7% женщин.

По поводу ислама очевидно: достаточно распространено явление миграции в России на работу из среднеазиатских республик, и преимущественно это, конечно, мужчины, а не женщины, отсюда и получается, что в процентном отношении мужчин больше.

 

  

Но вот если брать титульную нацию и большинство в целом, то тут очевидный перевес в сторону женщин.

Возраст

С возрастом все намного интереснее, потому что так можно определить, какое поколение более религиозно?  А также проверить, насколько эффективно работает церковная пропаганда среди молодежи, так как для этого делается немало (уроки «Православной культуры» и пр.).

Данные по возрасту верующих в России возьмём из крупного опроса ВЦИОМ (Православная вера и таинство крещения. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9847). По опросу ВЦИОМ сторонников православия 63%, то есть разница с опросом ФОМа в рамках статистической погрешности.

Итак, рассмотрим на этот раз исключительно сторонников православия по возрасту, потому что представители других религий по сравнению с православием не дадут практически никаких точных данных. Их слишком мало.

По возрасту все выглядит интересным образом:

18-24 года — 23%

24-35 лет — 62%

34-44 года — 65%

45-59 лет — 65%

От 60 и более лет — 74%

Как можно заметить, результаты примечательные. Возможно, отчасти они обусловлены тем, что массовый пик религиозности, который пришелся на 90-е годы.

То есть людям, которые родились в конце 80-х и начале 90-х родители еще передали формальную религиозность, а вот новое поколение, как видим, «духовности» подвержено в минимальной мере.

И именно по этой причине служители культа так сильно активизировались: они осознают, что их влияние на нынешнее молодое поколение крайне низко, так как среди молодежи выпячивать религиозность сегодня, мягко скажем, «не модно». Тогда как, например, в 90-е годы, особенно в начале и середине, посещение храмов считалось чем-то обыденным даже среди лиц такого возраста.

***

Если смотреть по опросам, то «средний верующий» по полу и возрасту — женщина за 60 лет. Собственно ситуация особо не меняется в этом плане с 90-х. Да и с тех пор принципиально что изменилось? Вот взять учебник «Социология религии» и прочитать о ситуации 90-х:

«В статье "Православная церковь в России: недавнее прошлое и возможное будущее" игумен Иннокентий, ссылаясь на данные ВЦИОМ, отмечал, что в 1992 г. 47% населения назвали себя православными. Из них лишь около 10% более или менее регулярно посещают богослужение в храме (автор как практикующий священнослужитель полагает, что эта цифра завышена). Если говорить не только об этих православных, но и стремящихся в жизни соответствовать нормам христианской морали, то их число и 10 лет спустя составляет от 2 до 3% населения. Для большинства речь идет не о религиозности, а о национальной самоидентификации: для этих людей считать себя православными есть признак их "русскости"» (Гараджа В. Социология религии, 2005.).

Изменилось только то,  что: больше людей формально себя причисляет к православию, это факт. Но это единственное, чего добились власти с тех пор, потому что посещаемость храмов — а значит воцерковленность — с тех пор особо не увеличилась. Причем у многих создается впечатление, что уменьшилось число воцерковленных, хотя это, судя по всему, не так.

 

Просто тут есть разница в следующем: ранее храмов было намного меньше, поэтому храмы были переполненными нередко, особенно во время праздников. Сейчас же храмов более чем достаточно (но не для РПЦ, там стройка идёт полным ходом), и поэтому уменьшилось число посетителей наиболее массовых в прошлом храмов, так как люди предпочитают «шаговую доступность».

Руководству Церкви, естественно, не очень-то нравится, что основная аудитория православных храмов — женщины за 60 лет, потому что тут имеются следующие проблемы: низкие доходы (в основном пенсия), зачастую  негативный образ церкви.

Негативный образ создается отчасти из-за специфической среды, которая нередко бывает агрессивной. Например, в храме скапливается масса женщин за 60, которые «познали истину», и к новым прихожанам они могут относиться негативно, постоянно их действия критиковать, что, мол, «зашла в брюках», «не так перекрестился», «не так поставил свечку» и прочее.

Именно поэтому, Церковь,  всеми силами пытается привлечь на свою сторону молодежь. Если в начале нулевых РПЦ резко критиковала тот момент, что дети могут стать зависимыми от интернета, то сейчас сами же миссионеры от РПЦ активно действуют в сети, ведут видеоблоги, например.

Характерно признание патриарха Кирилла:

«У нас с вами непочатый край работы. Нам нужно в десятки, сотни раз увеличивать молодежный православный актив. Недавно мне представили подробную статистику, и цифры там вроде большие: сегодня в Русской православной церкви примерно 49,5 тысячи составляет молодежный актив. Неплохо. И ведь это только актив, не вся церковная молодежь. Но если все это разделить на общее количество крещеных молодых людей православного воспитания, то пропорции будут не в нашу пользу». (РПЦ столкнулась с наследием "лихих 90-х". URL: https://ria.ru/20190824/1557848484.html)

 

 

Впрочем, учитывая достаточно критический настрой молодежной массовой культуры по отношению к религиозным культам, едва ли у РПЦ есть шансы привлечь на свою сторону именно молодое поколение. И навязывание «православной культуры», под которой скрывается «Закон божий», имеет скорее обратный эффект, чем тот, на который рассчитывает священноначалие.

 Савва Морозов.

 

Расскажите своим друзьям