Религия — народная или православная?

 

 

После распада СССР начался, как уверяют служители культа, ренессанс религии на территории России. Нельзя сказать, что в Советском Союзе верующих не было, но в постсоветской России распространен интерес к религии, мистике, что в недалеком прошлом воспринималось как нечто архаичное.

 

В начале 90-х люди в большинстве своем приняли православие. Для священнослужителей это победа. Они даже спустя время говорили об этом периоде как о втором крещении Руси.

Религиозное возрождение поддерживала власть. Рождество Христово — официально выходной день. РПЦ отдали сотни зданий, в том числе бывшие музеи, школы и больницы. Чисто религиозные события освещаются в российских СМИ. То, что власть занимается популяризацией религии, — не секрет.

Православие в Российской Федерации действительно самая распространенная религия. Но нужно пояснить, что такое православие в современной России; какие люди считают себя православными.

 

 

 

Бытует мнение, что православных большинство. Причем подавляющее большинство. Есть разные оценки со стороны СМИ, священнослужителей, политиков и социологических служб — от 60 до 80%. По данным ВЦИОМ, 75%.

Подобная информация выгодна для Русской православной церкви, потому что если такая информация соответствует действительности, то тогда нет социального института важнее православной церкви.

Но тут есть нюансы. Действительно, большинство себя считает православными. Ключевое слово — считает. Православный миссионер, который выступает перед верующими, может сказать, что православных 80%; он вряд ли добавит, что многие «православные» не верят в бога, не читают библию и игнорируют религиозные праздники.

Это означает, что представлены только определенные данные, а остальные откинуты. Социологи понимают, что, изучая религиозность россиян, нужно задавать разные вопросы, дабы составить портрет верующего, а не полагаться на простой ответ, это ведь не школьный тест, а исследование.

 

 

На это одним из первых обратил внимание игумен Иннокентий. В публикации "Православная церковь в России: недавнее прошлое и возможное будущее" игумен рассмотрел данные ВЦИОМ, где также отмечалось, что православных в России очень много (на тот момент — 47%). Иннокентий отметил, что православных в России, которые регулярно ходят в церковь, знают молитвы и действительно верят в бога всего 2–3%. Он также заявил, что православие — замена советскому официозу и что-то вроде национальной самоидентификации.

В 1992 году реальных данных у духовного лица, конечно, не было. Он сказал так приблизительно, основываясь на собственных наблюдениях, не подкрепляя их фактами.

С 1992 года прошло много времени. Сильно ли изменилась ситуация? Можно ли сказать, что оценка Иннокентия соответствует реальности и даже актуальна сегодня?

Изменилось в первую очередь то, что больше людей теперь относит себя к православию. В 1992 году 47%, а теперь — 75%. Согласно исследованию «Левада-центра», 61% из тех, кто считает себя православным, не понимают, что такое православие, не ходят в церковь и зачастую не верят в загробную жизнь.

Из тех, кто называл себя православными, по утверждению Бориса Дубина, в бога верит только 40%. У половины из них дома нет никакой религиозной литературы и икон. Их вера: мир создал бог. Наизусть пересказать 10 библейских заповедей и символ веры способны лишь 3% православных.

Среди опрошенных православных 14% сказали, что регулярно посещают культовые сооружения. Но и тут есть неправда, поскольку эти люди в большинстве своем только говорят, что посещают, но на деле если и ходят в церковь, то значительно реже. Это доказывается при помощи статистических данных.

 

 

Во время церковных праздников МВД считает тех, кто посещает храмы. В прошлом году пасху отметили 4 млн, а на рождественских богослужения в 2015 году было 2,6 млн человек. В процентах от населения:

Пасха — 2,7%;

Рождественские богослужения — 1,7%.

Выходит, что игумен Иннокентий был прав, и с 1992 года в плане религиозности мало что изменилось, а смелая догадка игумена подтвердилась спустя много лет.

Нынешний глава церкви — патриарх Кирилл активно участвует в церковной жизни. Он добился признания теологии на государственном уровне и принятия закона о церковной реституции. Однако, согласно социологическому опросу, только 1% населения считает главу православной церкви моральным авторитетом.

Несмотря на это, к православию себя относит большинство. Это связано с историей, культурой России и с тем, что государство поддерживает православную церковь. Президент России Путин говорит, что церковь и государство — партнеры в решении актуальных задач страны.

Церковь, в свою очередь, поддерживает государство. Не так давно студентов в Самаре заставили присутствовать на лекции священнослужителей о вреде революции, где критиковались выступления против коррупции и любые акции оппозиции.

 

 

Но авторитет РПЦ в российском обществе низок, как бы ситуацию не пытались представить СМИ и работники правительства. В 2016 году православная церковь выступала против абортов, даже патриарх Кирилл выступал в Госдуме, требуя исключить аборты из ОМС. Так как власть отказалась пойти на такой шаг, РПЦ организовала митинг «Битва за жизнь».

О митинге церковные деятели говорили заранее. Казалось, что там будет присутствовать значительная часть населения, так как вопрос очень важный и принципиальный для церкви. Митинг должен был продемонстрировать реальное влияние Русской православной церкви на российское общество.

Надо добавить, что на митинг звали не только священнослужители, но и известные актеры, телеведущие и депутаты. Ну а в итоге пришло 2 тыс. человек. Общество игнорирует принципиальные для церкви вопросы. А это означает, что использовать общество в интересах РПЦ на данный момент невозможно.

Это подтверждено и историей политических партий, которые поддерживали православие. Например, партия «За Русь святую», Народная партия Российской Федерации и «Великая Россия–Евразийский Союз». Все они с треском провалились на выборах, не набрали минимальный процент для прохождения в Госдуму.

Для большинства православие — то же самое, что и национальность. Распространено представление, согласно которому русский — значит православный. Это подтверждают и социологические исследования. Ведь православные, которые не верят в бога, зачастую полагают, что нерусские православными быть не могут.

С точки зрения богословов, конечно, православных очень мало, так как люди в основном не знают о религии ничего. Однако в действительности это тоже своеобразный тип религиозности — народная религия.

Народная религия для россиянина — православие. Но православие не такое, как у священнослужителя. Это коллективный опыт, даже часть культуры населения. В обществе сформированы примитивные стереотипы, ритуалы, определенные модели поведения, связанные с народной религией.

 

 

Для того чтобы придерживаться этой версии религии вовсе не нужно знать религиозные догмы или даже верить в бога. Достаточно просто себя определенным образом идентифицировать.

Православной версией магического мышления является так называемое обрядоверие. Человек, который придерживается такого взгляда, считает, что при помощи молитв, желаний, просьб богу может изменить окружающую реальность, повлиять на ход событий. Примечательно, что массовое распространение обрядоверия признает и православная церковь. Священнослужители считают, что обрядоверие – грех. Но никак с таким явлением не борются, так как оно характерно для всей истории православной церкви. Так уж вышло, что Русь была крещена, но не просвещена в религиозном смысле.

Народная религия проста и понятна каждому. Есть определенные культурные нормы, которые оттачивались столетиями, стереотипы и даже правила этикета. Это дает человеку уверенность, что он понимает сложные процессы, игнорируя научные знания; это позволяет жить в гармонии с собой, облегчает страдания и т. д. Отсюда и такое интересное явление, как православный атеизм.

Зачастую люди не интересуются тем, почему принято вести себя в определенных ситуациях именно так, а иначе, почему принят такой-то стиль одежды, почему чаще слушают такую-то музыку. Все это происходит автоматически, а вырабатывается в процессе социализации. Это же относится к религиозности, которая в России никогда не была для большинства религиозностью в строгом — теологическом — смысле.

Этот феномен — народная религия — неотъемлемая часть культуры. И явление это динамичное, а не статичное. Вместе с обществом меняется и она. Тем более что никаких догм и так нет.

 

Станислав Дзюбенко


Расскажите своим друзьям