Религия вчера и сегодня

 

 

Архиерей Элладской православной церкви Серафим,  выступил на днях  против вмешательства в церковные дела Украины.

"Церковь не должна использоваться в качестве инструмента геополитических, геостратегических планов (...) Церковь - народ Божий", - сказал в эфире греческого телевидения митрополит Пирейский Серафим. Поэтому, добавил он, "мы говорим не о национальных Церквах - мы говорим о народе Божием, Церкви, в которой есть все - русские, греки, болгары, сербы и те, кто принимает веру в Иисуса Христа", а "этнораскол – это ересь". Говоря об Украине, иерарх отметил, что между Россией и НАТО ведется "ужасная геополитическая игра", но "эти вещи нельзя использовать в качестве инструмента в Церкви". 

Как мы видим, религия в наши дни все еще  выступает в качестве своеобразного морально-нравственного регулятора в социальных и международных  конфликтах. Этого не могло бы происходить, если бы еще значительное количество людей населяющих нашу планету не верило бы в сверхъестественные силы.

 

  

Почему человек верит в Бога? Почему люди верят во что-то сверхъестественное, когда нет никаких доказательств и оснований? Несомненно, проще всего сказать, что все это иррационализм и невежество, однако нужно разобраться в причинах.

Религия существовала всегда?

Адепты религии, особенно монотеистической, утверждают, что религия существует вечно, что религия – это связь человека со своим Создателем. То есть религия – абсолют. Рассматривать проблему таким образом неприемлемо.

Человек выделился из животного мира, не всегда был разумным. Нельзя сказать, что все виды, предки человека разумного, верили во что-то сверхъестественное. В ходе развития вида ученые выделяют безрелигиозный период в истории человечества. Человек не был способен к абстрактному мышлению, основная задача – физическое выживание.

Только со временем развития человека разумного появились первые зачатки веры в сверхъестественное. Однако это имеет мало общего с современными религиозными идеями, которые вовсе не «извечны», а вполне изменчивы.

Истоки религии

Зачатки религии появились десятки тысяч лет назад в эпоху верхнего палеолита, то есть во времена развития первобытного общества. Ученые также говорят о революции позднего палеолита, поскольку только в это время человек научился создавать образы, мыслить абстрактно, не говоря уже об изготовлении новых видов орудий из камня, которые определили дальнейшее развитие общества.

 

  

Формирование религиозных представлений связано с реальными условиями жизни социума. Особенно когда речь идет об общине, ведь там не каждый верит так, как хочет, а есть система верований, связанная с окружающим миром. Суть такой системы заключалась в том же, в чем заключается суть всякой религии – сохранение общества. Такая функция до определенных моментов полезна, поскольку «скрепляет» людей, позволяя тем самым эффективнее использовать ресурсы для развития. Такие примитивные системы обосновывали буквально все: и поощрения, и запреты, и существование сверхъестественных сил, влияющих на каждого члена общины и проч. Религия, или последовательная система верований, – «духовная скрепа» какого-нибудь племени или общины. То есть это надстройка, которая брала на себя почти все социальные функции: это и защита общества, и закон, и нормы морали.

И это действительно так до определенного момента.

Но, со временем она становится тормозом для развития, так как общество идет дальше, входит в конфликт с самой системой верований, порождая новые идеи, отвечающие потребностям нового времени.

В ту пору община и равное распределение ресурсов – вопрос выживания, каждый выполнял свои функции, а культ «закреплял» это в вечности, как будто сие есть нечто естественное на все времена. А по сути это было лишь отражением зависимости людей от природных явлений. Ведь религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни. 

Первые формы религии – вера в магию (магическое мышление), фетишизм, анимизм и тотемизм. Примечательно, что все примитивные общины прошли через подобные формы религиозного сознания, преобразуя свой культ под влиянием жизненных условий. В древности предметом поклонения могло стать все что угодно: клык зверя, кусок дерева, камень необычной формы и так далее. Надо заметить, что, несмотря на преодоление таких форм в развитых обществах, частично все же они есть и в современных религиях (почитание икон, молитвы о дожде, здоровье, специфические погребальные обряды, старинные традиции и проч.).

 

  

Магическое мышление типично в период развития примитивных культов. Человек желал что-то и полагал, что самого желания достаточно для достижения цели. Цель можно достигнуть при помощи обращения к «идеальной сущности». Поскольку одного желания мало, что очевидно даже для дикарей, стали приносить жертвоприношения, совершать различные ритуалы. В общем, якобы есть сверхъестественная сила, которая определяет человеческие действия в жизни.

Когда после культового обряда была удачная охота, это приписывалось сверхъестественным силам. А неудачный исход или игнорировался или объяснялся недостатком веры, козням «злых сил» и тп.

Искренняя вера в сверхъестественное вполне объяснима, поскольку в ходе борьбы с природными явлениями, хищниками, болезнями и голодом человек просто не может понять суть происходящего, свое место в природе, особенно когда он научился выделять себя из природы. Есть объективные процессы в мире, независимые от деятельности людей. Почему все происходит так, а не иначе? Примитивные люди не могли понять. Они смотрели на то, что происходит вокруг них и со временем появлялись различные «идеальные образы», которые и определяли все природные законы, от их воли зависело буквально все.

Например, стихийные бедствия вроде наводнений никак не могли оставить в покое примитивных людей. Они молились богам, чтобы те их спасли, но решение оказалось известным: познавая законы природы, люди построили плотины и гидростанции, защищая себя от подобных напастей.

 

  

То есть вера в древние культы исчезала тогда, когда человек мог на практике использовать силы природы в своих интересах, когда познавал законы природы и мог действовать, не полагаясь на стихию. В современности человек также многое не познал, есть моменты, когда он перекладывается ответственность на «Бога», «судьбу» и т. д. Корень всякой религии – практическое бессилие человека.

Карго-культ

Хорошим примером «рождения» новой религии является карго-культ. Появился он во времена Второй мировой войны. Суть кратко: на островах Меланезии были войска США. Регулярно им доставляли грузы с провизией. Что-то от солдатских щедрот перепадало и туземцам. Местные дикари тогда решили, что самолет – железная, сверхъестественная птица, и дабы добиться ее расположения – нужно молиться и совершать определенные обряды.

 

  

В частности, дикари копировали одежду американских солдат, делали деревянные самолеты, рации, шлемы, рисовали на плечах погоны, строгали деревянные автоматы и пистолеты и проч.

Ричард Фейнман писал об этом:

«У тихоокеанских островитян есть религия самолётопоклонников. Во время войны они видели, как приземляются самолёты, полные всяких хороших вещей, и они хотят, чтобы так было и теперь. Поэтому они устроили что-то вроде взлётно-посадочных полос, по сторонам их разложили костры, построили деревянную хижину, в которой сидит человек с деревяшками в форме наушников на голове и бамбуковыми палочками, торчащими как антенны — он диспетчер, — и они ждут, когда прилетят самолёты. Они делают всё правильно. По форме всё верно. Всё выглядит так же, как и раньше, но всё это не действует. Самолёты не садятся. Я называю упомянутые науки науками самолётопоклонников, потому что люди, которые ими занимаются, следуют всем внешним правилам и формам научного исследования, но упускают что-то главное, так как самолёты не приземляются».

На самом деле это полноценный культ. Среди туземцев распространились чуть ли не теологические споры. Они решали, как правильно «молиться» самолету, что нужно носить и т. д. Ведь почему железная птица не скидывает им груз? Они неправильно молятся! Более того, отдельные дикари отвергли старых богов, потому что железная птица – верховное божество, а часть считала, что она лишь исполнитель воли богов.

Дикари краской на теле рисовали надписи вроде USA, однако и это не помогло. И, несмотря на то, что благами довольствоваться они особо не могли (хотя солдаты с ними иногда делились колой, журналами), все же упорно продолжали следовать культу. Даже после того, как американские войска покинули местность, еще десятилетия культ продолжал существовать. В некоторых местах культ до сих пор имеет последователей.

 

   

Конечно, если бы дикари умели писать, они бы могли создать что-то вроде библии, где мир создает железная птица, которая приносит грузы тем, кто правильно ей молится и в этом заключается смысл жизни. Ведь хочется получать всякие товары за так, а не бороться за физическое выживание день ото дня.

Религия сегодня

Как и в древности, религия сегодня - социальный институт, который защищает основы государства. Неважно, о каком государстве идет речь. Религия благословляет князей, дворян, оккупантов, и стоит на том, что ныне существующий режим якобы вечен и «угоден Богу».

«Охранительные» функции, которые используются в интересах сохранения социального строя (хоть рабовладельческого, хоть крепостнического, хоть капиталистического) есть в любых религиозных текстах. Например, евангелие:

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены». (Рим 13:1) 
«Итак будьте покорны всякому человеческому начальству для Господа: царю ли, как верховной власти». (Петр 2:13) 
«Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело». (Тит 3:1)


  

Надо заметить, что это типично для религии. Даже в примитивных племенах культы выполняли аналогичную роль, закрепляя власть тех же жрецов или, например, главы племени. Там были свои правила, которые тоже «извечны».

Впрочем, в развитых странах религия уже не может в полной мере удовлетворять интересы власть имущих, потому что после промышленной революции появились новые социальные институты, которые забирали функции у церкви. Религия в развитых странах ограничена сильно, а ее влияние слабеет с каждым годом. Действительно влиять на общественное мнение в основных странах ЕС, к примеру, она уже точно не может. Хотя полностью от нее отказываться даже там пока не собираются, так как все же ее можно использовать как придаток к другим социальным институтам.

К сожалению, в некоторых странах ликвидируют, или «оптимизируют, современные социальные институты, которые появились во время индустриализации, говорят о «возрождении духовности», «патриотизме». Не стоит удивляться, что значительная часть таких вот патриотов давно перевезла семьи за границу и капиталы свои держит тоже там, так как роль у них посредническая в данном процессе.

И если первые формы религиозного сознания в первобытнообщинном строе действительно полезны, поскольку общине нужны были «скрепляющие» нормы от сверхъестественных сил, так как в противном случае обеспечить физическое выживания было нельзя, то в современном обществе такие «скрепы» если и нужны, то только для обоснования власти, которая явно не намерена опираться на действительные достижения в социальной сфере. Скажем так, если вы рабовладелец или феодал, то вам выгодно, чтобы лица, которых можно продавать на рынке, верили в божественную справедливость такого положения и в «лучшую жизнь» после смерти.

 

   

Церковь – всегда охранительная сила, которая желает «заморозить» нынешнее состояние. Перемены все равно происходят. В первое время церковь может бороться против них, но затем принимает как данность и даже со временем называет эти перемены «священными», они, мол, произошли благодаря Богу, а чаще всего благодаря святости Церкви.

Массовая религиозность

Не все понимают, в чем причина массовой религиозности. Верующие трактуют это в свою пользу, что, мол, если бы Бога не было, не было бы верующих. На деле гносеологический источник религии – практическое бессилие человека. Но именно массовость, формальная религиозность, конечно, связана с воспитанием. Еще Белинский говорил: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».

Видно, что в мусульманском регионе детей воспитывают как мусульман, в православном – православных. Французский просветитель Поль Гольбах шутил: «истинная религия всегда та, на чьей стороне государь и палач».

 

  

Связывать массовую религиозность с «тупостью» не стоит. Все зависит от среды, от уровня социального равенства. Очевидно, что в среде крепостных крестьян, рабов появится меньше ученых и просто разумных людей, чем среди образованных отпрысков элиты. А если человек находился вообще вне социума, то он даже несколько слов связать не сможет, не говоря уже о развитии религиозного сознания.

Религия – социальный феномен, служащий сохранению основ общества. Именно поэтому так типична и народная религия, характерная для большинства верующих. Неудивительно, что власть имущие так активно ее насаждают, такой инструмент – необходимая часть любого антагонистического общества.

Итак, религия является фантастическим отражением в головах людей окружающих их и непознанных чуждых сил природы и общества, чуждой действительности.

Вере в фантастического Бога можно противопоставить реальные и действительные возможности человеческого разума, созданного природой. Не фантастический Бог создал человека и его разум, а человеческий разум создал бога в своем воображении. Это важно объяснять своим детям с самого раннего возраста.

 

  

К сожалению и «воинствующих безбожников» из стана радикальных «леваков», нам придется огорчить:  силой религию уничтожит невозможно. Религиозное восприятие исчезнет само вместе с коммунистическими изменениями в способе производства, распределения и потребления материальных и нематериальных благ, вместе с познанием каждым индивидом законов и закономерностей природы, вместе с исчезновением господствующих над людьми чуждых экономических отношений частной собственности, которые их угнетают.

Когда общество возьмет во владение всю совокупность средств производства и планомерно управляя ими,  будет располагать оными во благо всех своих членов, тогда исчезнет чуждая сила, которая отражается в религии, а вместе с тем исчезнет и само религиозное отражение, по той простой причине, что тогда уже нечего будет отражать.

Евгений Пирогов.

   

Расскажите своим друзьям