Секта

 

 

Слово «секта» (лат. secta - образ жизни, учение, направление, школа, шайка) имеет две возможные этимологии: либо от sectare - отсекать, разделять, либо от sequi - следовать за кем-либо, повиноваться, быть в услужении.

 

В Библии на греческом языке – «Септуагинте», а также в переводах Библии на церковно-славянский и русский языки, употребляется только слово «ересь» (греч. haeresis - захват; выбор; учение, направление, школа). В «Вульгате» (латинском переводе Библии) haeresis переведено как secta – «секта». Вплоть до Нового времени эти два слова употреблялись на Западе как синонимы. После Реформации XVI — начала XVII в., установилось разграничение значений терминов: слово «секта» стало употребляться в смысле небольшой и замкнутой религиозной группы, отделившейся от основной, культурообразующей религиозной общины, а «ересью» стало обозначаться неортодоксальное учение, содержащееся сектой. Такое различение названных понятий было воспринято российской богословской наукой в синодальный период истории Русской Православной Церкви. В греческом же богословии до сего дня в обоих значениях употребляется только слово haeresis («ересь»).

С точки зрения Русской Православной Церкви «секта» – это любая религиозная организация, противопоставившая себя официальной Церкви.

Сектами стали называть возникшие в России движения хлыстов, духоборов, скопцов, а так же появившиеся на ее территории течения меннонитов,  баптистов, адвентистов, и др.  Одной из причин применения такого наименования было то, что секты представляли собой меньшинство по сравнению с господствующей Церковью, имеющей статус государственной.

 

 

«Сектою», в светском обществе, называют религиозную группировку, которая считает только одну себя единственной и исключительной обладательницей всей истины и на основании такого взгляда на мир подчеркнуто противопоставляется себя окружающему миру. Светская трактовка понятия «секта» включает в себя такие аспекты, как угроза государству и обществу в контексте уголовного права, обучение специальных кадров, обязанных выполнять приказы при полном психическом самоотрешении, коллективная потеря чувства реальности при особом внимании к общности, личному смирению и набожности, нанесение ущерба основополагающим правам человека в процессе обращения с ним как с членом объединения.

В реальной жизни границу между сектой и "традиционной конфессией" можно прочертить лишь условно. Например: раннее христианство тоже всеми воспринималось именно как секта, ибо вера христиан в единственность и уникальность Иисуса Христа, как Господа и Спасителя всех людей, была и остается главнейшим убеждением христиан.

Сектантская психология живет в любой конфессии, даже не оформляясь в особую группу. Если, например, некий православный считает, что все остальные православные, кроме его внутрицерковной  группы или движения, суть еретики и раскольники, и что они вместе со всеми неправославными находятся вне Церкви и не спасутся, - то психологически это вполне сформировавшийся сектант, даже если он официально не порывает связи со своей Церковью.

Хотя в большинстве случаев, когда говорят о сектах,  подразумевают именно тоталитарные секты, тем не менее, не все секты являются деструктивными или тоталитарными.

Тоталитарные секты ничего не дают обществу – они могут только брать. За религиозной вывеской, скрывается прагматичный экономический интерес. Секты, не дали миру ни одного  великого ученого, врача, писателя или музыканта. Секта, словно раковая опухоль, вытягивает из общества материальные и человеческие ресурсы, существуя за его счет и ничего не принося взамен. 

 

 

Национальная Ассамблея Франции состоявшаяся 10 января 1996 году дала следующее определение тоталитарных сект: «Секты – это группы, опознаваемые по их манипуляциям, направленным на психологическую дестабилизацию своих адептов с целью добиться от них безусловного подчинения, уменьшения критического духа, разрыва с общепринятыми рекомендациями (этическими, научными, гражданскими, общеобразовательными) и влекущие за собой опасности для индивидуальных свобод, здоровья, образования, демократических институтов. Эти группы используют философские, религиозные или терапевтические маски, чтобы скрыть цели получения власти, влияния и эксплуатации адептов». 

«Рансеньеман Женеро» – спецслужба МВД Франции, занимающаяся, в частности, наблюдением за деятельностью сект, сформулировала десять критериев, на основании которых организацию можно классифицировать как сектантскую:

1. Дестабилизация сознания.

2. Навязывание разрыва с прежним окружением.

3. Непомерные финансовые притязания (поборы).

4. Покушения на физическое здоровье.

5. Вербовка детей.

6. Нарушения общественного порядка.

7. Привлечение к суду или следствию по серьезным обвинениям.

8. Нарушение норм экономической деятельности (утаивание средств).

9. Попытки проникновения во властные структуры.

10. Антиобщественные высказывания.

 

 

В законодательных актах Российской Федерации, на данный момент, отсутствует  юридическое определения терминов «секта» и «тоталитарная секта».

Один из примеров иллюстрирующих облик  тоталитарных сект (хотя и далеко не единственный) – это секта «Свидетели Иеговы».

Свидетели Иеговы — международная религиозная организация.

До 1931 года назывались «Исследователями Библии» - движением, основанным в 1870 году Чарльзом Тейзом Расселлом в США.

Вероучение организации имеет много общего с учением неортодоксальных направлений в христианстве (антитринитарии), но отличается специфическим трактованием многих религиозных понятий, что затрудняет его классификацию.

Некоторые религиоведы считают свидетелей Иеговы религиозной организацией протестантского происхождения адвентистского направления (при этом сами свидетели Иеговы не относят себя к протестантам, указывая на ряд принципиальных отличий от протестантизма), некоторые другие авторы (богословы и религиоведы) — организацией парахристианского и псевдохристианского направления. При этом, по мнению ряда исследователей, в учениях свидетелей Иеговы присутствуют элементы арианства.

Для организации свидетелей Иеговы характерен иерархический принцип организации, называемый «теократическим правлением», отображающим их представления о том, что они являются организацией Бога на земле. До 1976 года основная руководящая роль принадлежала президенту общества Сторожевой Башни, сейчас его полномочия значительно урезаны.

 

 

Организация возглавляется Руководящим советом, штаб-квартира которого находится в Бруклине (Нью-Йорк). Все члены Руководящего совета принадлежат к классу 144 000 «помазанников», исповедующих надежду на небесную жизнь (в отличие от большинства, которые имеет «земную надежду», то есть, надеются на вечную жизнь на обновленной земле). Ежегодно Руководящий совет посылает своих представителей в разные регионы мира для обсуждения широкого круга вопросов с местными филиалами. Непосредственно отдельным собранием (объединяющим от нескольких до 200 человек) руководит совет старейшин собрания, состоящий из 5 человек.

Свидетели Иеговы не участвуют в выборах, как и не приветствуют главу государства, считая их частью поклонения «кесарю», в то время как следует служить только Иегове. Отказываются исполнять государственный гимн, отдавать честь флагу, гербу и другим государственным символам.

Для членов данной организации считается неприемлемым участие в каких -либо политических партиях и общественно-политических организациях. Свидетели Иеговы не агитируют ни за какие политические партии и не выставляют свои кандидатуры во время выборов. Не поощряется развивать и высказывать политические убеждения и предпочтения.

Не поощряется установление тесных дружеских и личных взаимоотношений с людьми других вероисповеданий.  Длительные и частые разговоры на религиозные темы свидетелей Иеговы с людьми других убеждений допускаются и поощряются только при наличии перспективы убедить последних в истинности учения и обратить в веру Cвидетелей Иеговы. Если такая перспектива отсутствует, подобного рода длительное и частое общение не одобряется.

В религиозной организации Свидетелей де-факто разрешено обманывать и утаивать правду, если этого требуют интересы организации (в частности, поддержание её имиджа) или если это необходимо для соблюдения её внутрикорпоративных правил.

 

 

Они ссылаются на упоминаемый в изданиях Общества принцип «стратегии теократической войны» (англ. theocraticwarfarestrategy), заключающийся в следующем: «враги» организации считаются слугами Сатаны и от них следует скрывать информацию, могущую быть использованной во вред Организации или другим свидетелям Иеговы.

Ряд исследователей указывают на то, что пребывание в организации свидетелей Иеговы существенно увеличивает риск развития психических заболеваний и расстройств, в том числе тяжелых. Согласно исследованиям американского учёного, доктора философии Джерри Бергмана, частота психических заболеваний среди свидетелей Иеговы во много раз превышает средние показатели, поскольку «учение Сторожевой Башни и его субкультура существенно негативно влияет на психическое здоровье вовлеченных».

Денис Филатов. 

Расскажите своим друзьям