Социальное творчество, Фрейд и Маркс

 

Когда говорят, что для Фрейда вся вселенная подвешена на одном гвозде, имя которому "сексуальное", это не вполне верно. Фрейд говорит о конфликте между Эго и ИД (бессознательным), между принципом удовольствия и принципом необходимости, как об определяющем конфликте человека. Люди вынуждены взаимодействовать, производить вещи, формировать общество и определенные правила взаимного поведения, чтобы выжить. Поэтому они не могут легко достичь разрядки сексуальных импульсов.

Многое исключено, запрещено или позволено лишь в строго определенных обстоятельствах. Но сексуальные желания, постоянно присутствующие в раскаленной магме бессознательного, ничего не хотят знать. Они постоянно прорываются на поверхность, перехватывая контроль над поведением человека. Они или заставляют его поступать определенным образом в сексуальной сфере, или, в случае сильного Эго, способного подавлять их, образуют производные, бесчисленные дериваты (от внезапных приступов страха или нарушений сна, до, например, увлечения коллекционированием бабочек), все равно оказывающие влияние на поведение.

Тем самым, Фрейд, исследуя бессознательное и его взаимодействие с Эго, исследуя последствия вытеснения сексуальных импульсов и формы их разрядки, оставляет нетронутым, собственно, пространство необходимости, в котором мы вынуждены оперировать и которым мы охвачены. Это политика, экономика, социальные отношения. Быть может, такая схема примитивна и груба, но, по крайней мере, она не одномерна. Она оставляет возможность для комплексного многофакторного (многомерного) взгляда на человека и общество, например в духе фрейдомарксизма или в каком-то ином.

Если психоанализ вообще может быть полезен для изучения общества и человека, он должен соединяться с комплексным изучением общества, охватывающим и сферу необходимого - экономические, политические, общественные отношения.

 

  

Другое заблуждение, связанное с фрейдизмом, рассматривает фрейдовского человека как "сексуальное животное", одержимое лишь одним желанием. Но позиция Фрейда более тонкая. Именно невозможность любой мыслимой сексуальной разрядки создает условия для сублимации - для обращения низшей сексуальной энергии (либидо) на цели творчества. Сублимацию Фрейд считал мотором, обеспечивающим движение, развитие человеческой цивилизации. Это могучая река, которая вращает мельничные колеса мышления и творчества.

Фрейдовская картина развития человеческого рода в некоторых аспектах имеет сходство с картиной развития индивида, в то же время отличаясь в других аспектах. Фрейд считает примитивным человеком того, кто удовлетворяет все свои инстинкты полностью, в том числе и порочные инстинкты, которые являются частью примитивной сексуальности. Но этот примитивный человек, полностью удовлетворивший свои инстинкты, не является творцом культуры и цивилизации. Однако такой человек по причинам, которые Фрейду не удалось осветить, начинает создавать цивилизацию. Это творчество заставляет его воздерживаться от непосредственного и полного удовлетворения инстинктов; подавленный инстинкт, превращенный в несексуальную умственную и психологическую энергию, является строительным камнем для цивилизации (Фрейд назвал это превращение энергии из сексуальной в несексуальную «сублимацией», используя аналогию из химии). Чем далее развивается цивилизация, тем больше человек воздерживается от появления примитивных инстинктов, тем больше он утрачивает свои первоначальные либидные чувства, импульсы. Он становится мудрее и культурнее, но также в некотором смысле менее счастливым, чем был первобытный человек, и все более и более склонным к неврозам, которые являются результатом слишком сильного подавления инстинктов. Используя низшую физическую энергию либидо, направляя ее на более высокие цели, поэт творит свои художественные шедевры и дышит воздухом иных, открытых им планет, ученый создает научные модели, способные перевернуть мир, социальный революционер инициирует общественное творчество (например, создание независимых от государства органов самоуправления, автономных выборных советов работников на заводах и в районах, о которых мечтал последователь Маркса и Фрейда философ Герберт Маркузе).

В Индии этот процесс называется превращением ретаса (грубой сексуальной энергии) в оджас (тонкую энергию творческого самосовершенствования).

 

   

Маркс не пытался обрисовать в общих чертах развитие индивида. Его интересовало только развитие человека в истории.

История, согласно Марксу, детерминирована непрерывными противоречиями. Производительные силы растут и вступают в конфликт со старыми экономическими, социальными и политическими формами. Этот конфликт (например, между паровой машиной и предыдущей социальной организацией мануфактурного производства) приводит к социальным и экономическим изменениям. Однако новой стабильности снова бросает вызов дальнейшее развитие производительных сил (например, от паровой машины к применению газа, электричества, атомной энергии), ведущее к новым социальным формам, которые больше соответствуют новым производительным силам. Наряду с конфликтом между производительными силами и социально — политическими структурами развертывается конфликт между социальными классами. Класс, основанный на старых формах производства, вступает в конфликт с новым классом мелких промышленников и бизнесменов; этот средний класс обнаруживает себя в борьбе против рабочего класса так же, как в более поздний период руководители больших монополий душили существовавшие до них более мелкие предприятия.

 

  

Психологическое развитие человека происходит в ходе исторического процесса. Основная концепция в эволюционной теории Маркса заключается в связи человека с природой и в развитии этой связи. В начале истории он полностью зависит от природы. В процессе эволюции он становится все более независимым, начинает управлять природой и изменять ее в процессе труда, и, изменяя природу, человек сам изменяется. Зависимость человека от природы ограничивает его свободу и его способность мыслить; он во многих отношениях похож на ребенка. Человек медленно растет, и только когда он полностью овладевает природой, он становится независимым существом, способным развивать все свои интеллектуальные и эмоциональные дарования. Для Маркса социалистическое общество то, где зрелое человеческое существо раскрывает все свои способности. 

Согласно Фрейду, эволюция — это противоречивое благодеяние, принесшее обществу столь же много зла, как и добра. По Марксу, история — движение вперед к человеческой самореализации; общество, какие бы злые силы данное общество ни могло производить, есть условие для человеческого самосозидания и развития. «Хорошее общество», по Марксу, становится идентичным обществу хороших людей, т. е. обществом полностью развитых, здоровых и плодотворных индивидов.

 

Вячеслав Колпаков

 

Расскажите своим друзьям