Спектакль "Гретта Тунберг"

 

Сцена из спектакля "Сны Босха"  режиссера Сэмюэля Тетро

Великий французский философ Ги Дебор, один из тех, кто, фактически подготовил Красный май 1968, писал о том, что товар в современном обществе приобретает форму спектакля. Чтобы реализовать товар и получить прибыль корпорациям мало нарисовать на стене рекламный плакат. Необходимо устроить пышное шоу, желательно на весь мир. Безостановочное движение потоков товаров и денег на глобальном рынке постоянно выдувает мыльные пузыри популярности политиков, звезд эстрады и всевозможных комедиантов, а иногда даже нейроразнообразных школьниц, с тем, чтобы можно было извлечь максимальную прибыль. К тому же, сегодня социальные сети, играя роль гигантского сарафанного радио, усиливают этот эффект многократно.

...Так получилось, что я провел несколько дней в чужом городе, где у меня не было компьютера. Я включал ТВ и смотрел Евроньюс. И вот что любопытно. Почти всякая новостная сводка там теперь не проходит без упоминания Греты Тунберг, 16-летней школьницы, “возглавляющей” движение по борьбе с климатическими изменениями.

Я вовсе не хочу сказать, что если человеку 16, он в принципе не может участвовать в политике. Артюр Рембо в этом возрасте написал «Пьяный Корабль» и участвовал в боях на стороне Парижской Коммуны в 1871 (самоуправляющегося автономного Парижа, восставшего против французского государства и мечтавшего о том, чтобы фабриками и мастерскими управляли ассоциации трудовых коллективов). Рабочему-анархисту из Белостока Беньямину Фридману было 16, когда он стал (по оценке полиции) “одним из самых опасных боевиков” в Российской Империи в 1906 г и принял участие в ликвидации надзирателя гродненской тюрьмы, Кохановского — человека, известного своими пытками над заключенными.

Но, во-первых, то была другая эпоха и люди взрослели раньше. Во-вторых, когда нам говорят, что 16-летний человек является лидером некоего движения с общемировыми перспективами, то это все же выглядит странно. И в-третьих, в-третьих... Если бы Гретта Тунберг была противником системы, призывавшим к радикальным переменам, она давно подверглась бы репрессиям, как последователи идей Дебора из французской Коммуны Тарнак или как участники Желтых Жилетов. Но Гретта Тунберг стала рупором "моральный ценностей", насаждаемых современным корпоративным миром: теперь ее устами ведущее евро-СМИ - Евроньюс объясняет, например, что немцам стоит реже пользоваться самолетами, ее приглашают высказать свое авторитетное мнение в ООН, парусная яхта, на которой она отправилась через океан, является самой дорогой гоночной яхтой в мире с командой из Монако.

Экологические идеи интегрируются системой, приобретают респектабельный вид, поставляются ей на службу и используются для обогащения различными финансовыми организациями, партиями, группами политических лоббистов в парламентах.

Мир всегда устроен одинаково. Социальный революционер Дебор считал, что прямое действие автономных рабочих комитетов (выборных непартийных Советов), захвативших промышленные предприятия и жилые районы, сможет изменить положение, заменив спектакль сознательным контролем работников. Сторонники социальной революции, работники, захватившие завод Рено в 1968 и создавшие там самоуправление, действуя методами Ги Дебора, или коммунары Тарнака, сторонники чистой земли, пытавшиеся остановить движение поезда с радиоактивными отходами в 2008 г, получают удары дубинок и аресты, сторонников Желтых Жилетов калечат во время демонстраций в Париже и Ренне, Дебора никто и никогда не приглашал выступать с трибуны ООН, хотя его идеи оказали на общество громадное влияние вопреки воле тех, кто контролировал СМИ (а не благодаря им). Что же, эти люди бросили вызов системе, вызов оказался серьезным, они затронули интересы влиятельных людей, нарушили некоторые законы и система отреагировала. Как говорится, "закон есть закон". Ситуация с Греттой Тунберг иная.

"....Еще в феврале левая немецкая газета Taz опубликовала статью под заголовком «Коммерческое применение Греты Тунберг: активистка как рекламная фигура». С тех пор «множатся, прежде всего в скандинавской прессе, сообщения о коммерческой подоплеке проекта, который называется «Очковтирательство Грета». У общественности растут сомнения относительно мотивов тех, кто стоит за фигурой девочки из Швеции. В свете этих сомнений она представляется хладнокровно инсценированным продуктом маркетинговых стратегов. Газета указывает прежде всего на фирму We don’t have time. Она была основана в 2017 году известным и успешным менеджером в сфере пиара и, главное, биржевым специалистом Швеции Ингмаром Рентцхогом с целью создания крупнейшей социальной сети климатических активистов. N-tv прямо пишет, что все это делается ради заработка. И именно Рентцхог придумал такой символический образ, как бескорыстная и наивная спасительница климата. На эту роль он нашел Тунберг и целенаправленно работает над ее образом.

В интервью шведской газете Svenska Dagbladet Рентцхог и не думал скрывать, что он открыл Тунберг и прорекламировал ее в социальных сетях. Коммерческой целью организованной им кампании является стремление с помощью иконы Тунберг превратить свою фирму We don’t have time в платформу продвижения зеленых идей по всему миру. Его задача – ни много ни мало стать своего рода зеленым TripAdvisor.com, который, опираясь на 390 млн пользователей, проводит оценку компаний и влияет на их деятельность. Конечно, он не забывает и Грету Тунберг. В ноябре прошлого года она вошла в правление основанного Рентцхогом зеленого фонда в качестве советника. Она даже отправилась в декабре 2018 года в польский Катовице в составе делегации, чтобы представить там его проект. Но, когда проект провалился, Тунберг вышла из состава фонда и объявила 11 февраля в Facebook, что больше не поддерживает никаких контактов с We don’t have time. Правда, не так давно Рентцхог направил письмо инвесторам следующего содержания: «18 месяцев тому назад мы начали работать над созданием социальной сети с целью привлечения инвесторов и выдвижения важнейших климатических инициатив. С этой целью мы ввели на сцену юную героиню Грету Тунберг».

И далее, пишет Nа-tv, с обескураживающей откровенностью Рентцхог указывает, что целью всего этого предприятия является зарабатывание денег и между ней и сохранением климата нет никакого конфликта. Заметим, что пока рано говорить, порвала ли Грета с Рентцхогом или ее имидж начали использовать новые инвесторы в климатическую политику. Ведь парусная яхта, на которой она отправилась через океан, является самой дорогой гоночной яхтой в мире с командой из Монако. А принадлежит она имеющему сомнительную репутацию миллионеру из Штутгарта, специализирующемуся на сделках с недвижимостью." http://www.ng.ru/world/2019-08-14/7_7649_ecology.html

Кори Монингстар - независимая журналистка, писатель и экологическая активистка, специализирующийся на глобальном экологическом коллапсе и политическом анализе некоммерческого промышленного комплекса. Она проживает в Канаде. Ее недавняя работа, в которой она приходит к схожим выводам, посвящена анализу истории с Греттой Тунберг и связям современных распиаренных экологических молодежных движений с крупнейшими капиталистическими группами планеты. http://www.theartofannihilation.com/the-manufacturing-of-greta-thunberg-...

...Когда ведущие медиа пиарят конкретного человека до такой степени, что каждому его высказыванию придают космическое значение, когда корпоративные СМИ превращают данное лицо в главного авторитетного специалиста в вопросах морали или даже в "лицо нового поколения", это уже мейнстрим. У каждого СМИ есть владельцы и если они допускают и поощряют сверх-массивную рекламу, значит им это выгодно. Возможно, в ближайшем будущем Грету Тунберг смогут использовать для пиара непопулярных идей, например, новых налогов, невыгодных бедным людям (их заставят платить за глобальные проблемы, не ими созданные) наподобие “экологического налога” на бензин во Франции (отмены которого добились Желтые Жилеты). В любом случае, ее используют в интересах тех, кто все это организует.

***

Фото: Журнал Time выбрал в качестве героини обложки шестнадцатилетнюю экоактивистку Грету Тунберг. Номер посвящён "лидерам будущего поколения", в списке также оказались певица Rosalía, актриса Тесса Томпсон, профессиональная киберспортсменка Ким Сеон и другие.

Эдуард Воробьев

 

Расскажите своим друзьям