Светский буддизм

 

 

Оксюморон 

Само название выглядит,  на первый взгляд нелепо: буддизм – это религия, а «светский» - означает «нерелигиозный.  Получается – «нерелигиозная религия»! 

Современный Буддизм, несомненно, представляет собой традиционную мировую религию. Однако Буддизм не всегда был религией, а возник именно как  философская школа древней Индии.  

Буддизм Тхеравады, наиболее древняя и консервативная школа Буддизма, утверждает, что Будда - это историческое лицо, которое после смерти перестал существовать. Но, с незапамятных времен среди буддистов возникло почитание Будды как своего рода Бога.  Эти тенденции начались еще при жизни Будды.

Обычная ситуация того времени. Современник Будды, греческий математик Пифагор, тоже превратился для своих фанатичных почитателей в бога. Да и в основании почти всех языческих божеств лежат, вероятнее всего, исторические личности, совершившие великие научные открытия древнего мира.

Так что нет ни чего удивительного что древний индийский философ -  Сиддхартха Гаутама приобрел впоследствии мифологический облик. Последователи Махаяны развили философию Будды,  доктриной «Трех Тел», или Трикая. Будда, с их точки зрения,  уже не был простым человеком, как это утверждалось в раннем буддизме, но стал проявлением духовного существа. У этого существа - три тела. Когда оно пришло на землю в форме Сиддхартхи Гаутамы, то приняло форму мистического воплощения (нирманакая). Это тело было эманацией (истечением его из запредельного первоначала) Тела Благословения (Самбхогакая), которое живет на небесах в форме бога, управляющего вселенной.

 

 

У Тела Благословения существует много форм. Одно из них - Амитаба, который правит нашим миром и живет в раю, небесах, называемых Сукхавати, или «Земле чистого благословения». В конце концов, тело благословения является эманацией Сущностного Тела (Дхармакая), которое является первоисточником всего во вселенной. Это сущностное Тело, первопричина и закон Вселенной стало синонимом  Нирваны. Это – своего рода «Вселенская Душа», а Нирвана стала объясняться соединением с этой «Вселенской Душой». 

Светский буддизм в общих чертах

Светские Буддисты не видят смысла во всей этой донаучной архаике. Они извлекли  сок из буддийских практик и то, что у них есть, — самая сущность философии Гаутамы, а всё оставшееся, для них теперь только музейные экспонаты мифологем и ритуалов. 

И это вполне нормально. Философия Будды, выйдя за пределы Индии, гармонично вплеталась в орнамент местных традиций. Придя в Китай, Буддизм скрестившись с философией Даосизма, породил – Чань, а придя в Японию и впитав местный колорит стал уже известен как – Дзэн. Придя в Тибет, Буддизм, соединив в себе старые традиции Бон, стал известен как Ваджраяна. В самой Индии, Буддизм окончательно растворился в Индуизме (от которого он себя собственно никогда и не отделял), породив Адвайта-Веданту во всех ее разнообразных вариациях.

Наиболее консервативная форма Буддизма сохранилась в виде Тхеравады в Тайланде и Шри-Ланке, хотя  и там он не избежал влияния местной специфики.

Придя в Европу и Америку, Буддизм впитал в себя элементы материализма и научного мировоззрения родив, таким образом, Светский Буддизм. Не будет ни чего удивительного, если в России, буддизм обретет воплощение в «светском православии», в «новом толстовстве» или в каком либо другом образе.

Будда, для светских  буддистов, не эманация божества. Он тот, кем и был в действительности -  философ и психолог, создавший превосходный курс психотерапии, исходя из данных современной ему науки и господствующей в то время формы культуры и общественного сознания. Светские буддисты могут использовать в своей практике статуи и изображения Будды, но для них они не больше чем портреты президента в кабинете чиновника или бюст Ленина для коммуниста. Обрядовая практика, тоже имеет место быть, но без мистических интерпретаций, скорее в плане аутогенной тренировки, не более.

 

 

Древние буддисты, исходя из мировоззренческих установок своего века, окутали личность и учение Гаутамы мифами и мистикой. Но, Буддизм, в его исходном виде – это, конечно же, ни какая не религия. Буддизм – это практическая философия, помогающая нам жить в мире с собой и другими людьми, принимая жизнь такой, какая она есть без душевных терзаний. Буддизм - это путь к адекватному  пониманию и принятию самого себя. Иными словами – это искусство счастливой и полноценной  жизни, не отрицающей активную социальную позицию и не сбегающей от свободы в мир иллюзий.

На сегодняшний день существует «Ассоциация Светских  Буддистов»,  которая даёт такое определение светскому буддизму:

“Секулярный (светский) буддизм связан с практикой четырех благородных Истин Сиддхартхи Гаутамы в этом мире. Он поддерживает натуралистический и прагматичный подход к обучению, стремясь обеспечить основу для личностного и социального развития с учетом культурных особенностей нашего времени”.

Предтечами светского  буддизма являются буддийские религиозные и общественные деятели Китая конца XIX и первой половины XX вв. пытавшиеся модернизировать Буддизм в ответ на вызов времени: Оуян Цзинъу, Люй Чэн и Тай-сюй. В других странах были и есть отдельные учителя толковавшие Будда-Дхарму с позиций прогрессивного Буддизма. К таковым можно отнести: ныне почившего Аджана Буддадасу, ныне здравствующих учителей - Мастера Сюэчэна, Син-юня и Далай Ламу XIV  - Тэнцзина Гьямцхо. Все они, без сомнения, - религиозные лидеры, но, несомненно, и то, что именно они положили начало развитию светского буддизма на Западе. Их идеи были подхвачены американцами и европейцами,  и воплощены на почве современной западной культуры.

 

 

В популярной прессе часто приводится такое высказывание Далай-ламы: «Если научный анализ сможет убедительно продемонстрировать, что определенные утверждения в буддизме не верны, то мы должны будем принять научные открытия и отвергнуть эти утверждения». 

Тенденции светского Буддизма есть и в самих  религиозных буддийских общинах и организациях. Этим Буддизм демонстрирует уникальное свойство приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, не меняя свою принципиальную суть. Видимо в этом и есть секрет Буддизма, будучи мягким и открытым, он трансформировался внешне, но сохранил свою внутреннюю суть. Те учения, которые жестко противопоставляли себя окружающему обществу, были или сломлены или напротив, сохранив свою внешнюю ортодоксальность, внутренне полностью переродились.

Дать определение светскому Буддизму непросто. Единственное, что объединяет светских буддистов – это интерес к Буддизму, к практике, и желание меньше страдать от своего собственного несовершенства и несовершенства этого мира.

Можно выделить несколько основных аспектов светского Буддизма:

Светские Буддисты, в отличие от буддистов религиозных, стремятся к развитию философии и практики Буддизма, чтобы строить улучшить собственную жизнь и по возможности жизнь общества в целом.

Светский Буддизм не похож на буддизм отшельников и монахов и признает важность общественной деятельности. Человек должен встречаться с людьми и взаимодействовать с ними, а не избегать их.

В основе светского буддизма лежит знание, воплощенное в делах, которое может быть подтверждено исследованиями, а не является совокупностью догматичных верований, основанных на слепом подражании. Дхарма — это безупречный жизненный путь, великолепный в начале, в середине, в конце. Под безупречным жизненным путём Будда понимал практику, которая ведёт к устранению страдания (дуккха). Величие её начала — в изучении. Величие её середины — в осуществлении практики. Величие её конца — в вознаграждении, которое следует как результат практики.

 

 

Принципы буддийской философии не противоречат научным знаниям. Они учат нас не бегству от жизни и ее проблем, а, напротив – к полному прозрению в истинную реальность мира, чтобы познать жизнь именно такой, какой она является на самом деле – без иллюзий и приукрашиваний. Это является единственным путем, следуя по которому человечество может развиваться.  Если в ходе научных исследований будет доказана ложность некоторых утверждений Буддизма, то светские буддисты спокойно откажутся от них и с радостью признают открытия, сделанные учеными.

Светские буддисты, не являются бунтарями или новаторами, ведь сам Будда учит нас не принимать всё сразу же на веру. Он дал десять основных принципов, следуя которым, человек не станет умственным рабом любого, даже самого Будды. Они помогут нам выбрать только те учения, которые ведут к прекращению страданий. Эти десять принципов Будды изложины в «Калама сутре»:

1.  Не принимайте на веру что-либо только лишь потому, что об этом долго говорили и пересказывали в течение многих лет.

2.  Не верьте только потому, что эта практика традиционна.

3.  Не принимайте на веру что-либо только лишь потому, что таковы последние известия и новости, что разнеслись по всей деревне или даже по всему миру.

4.  Не принимайте что-либо на веру только лишь потому, что так написано в писании. Писания — обусловленные вещи, находящиеся под контролем людей. Их можно создавать, изменять, дополнять собственными руками. Поэтому нельзя доверять ни одной их букве. Следует использовать силу нашего различения, чтобы увидеть, какие слова применимы к уничтожению страдания. В различных школах буддизма имеются собственные каноны, в которых есть отличия.

 

 

5.  Не принимайте на веру что-либо только лишь потому, что это кажется логичным (такка). Логика — это всего лишь один из способов познания истины. Так как или то, что мы называем «логикой», может ошибаться, если используются неправильные методы или неверные изначальные данные.

6.  Не принимайте на веру что-либо только лишь потому, что это основывается исключительно на найя (дедукции и индукции). Это может быть неверным, если выбор предположения неправильный.

7.  Не принимайте на веру что-либо только лишь потому, что это кажется «разумным», что есть всего лишь моментальное суждение, основанное на склонностях мыслить определённым способом.

8.  Не принимайте на веру что-либо только лишь потому, что это сходится с чьим-то предубеждённым мнением или теорией. Личные взгляды могут быть ошибочны, как и методы экспериментальной проверки подлинности, и тогда это не приведёт к истине. Соглашение с тем, что подходит под наши взгляды, может показаться научным подходом, но на самом деле таковым никогда не будет, если доказательства и эксперименты неадекватны.

9.  Не принимайте на веру что-либо только лишь потому, что говорящий кажется достойным доверия. Внешность и понимание человека никогда не могут быть идентичными. Иногда мы встречаем, казалось бы, заслуживающих доверия людей, говорящих полную ерунду и глупости.

10.  Не принимайте на веру что-либо только лишь потому, что самана или говорящий — «наш учитель». Отношение Будды к данному важному вопросу было таким, что никто не должен быть умственным рабом кого-то ещё. Будда часто делал на этом акцент, как и его ученики. Они верили словам Будды не сразу же после их произнесения, а после практического применения данных им советов. Посмотрите сами, есть ли в мире другой такой духовный учитель, который даровал бы своим последователям такую широчайшую свободу. Поэтому в Буддизме нет догматичной системы, нет принуждения к вере без собственного решения и проверки. Это величайшее и уникальное качество Буддизма, которое не делает его практиков умственными рабами кого бы ни было.

 

 

Вот основные принципы Светского Буддизма в самых общих чертах:

  • Полное доверие Четырем Облагораживающим Истинам;
  • Уверенность в том, что Восьмеричный Облагораживающий Путь – это истинный путь к освобождению от страдания;
  • Принятие учения об обусловленном взаимозависимом возникновении мира;
  • Отвергается идея о высшем существе, которое создало мир и правит им;
  • Принимаются традиционные положения буддийской философии о непостоянстве, страдании, пустоте, нравственности, сосредоточении и мудрости.

Светский Буддизм, не принимают понятие бога-создателя, души-субстанции, любого вида вечной загробной жизни как индивидуальной субстанции; он больше обеспокоен действительностью человеческого страдания: внутренними и внешними факторами порождения человеческих страданий.

В буддизме всегда было важно видеть и понимать, а не слепо верить. В тот момент, когда мы начинаем видеть, вопрос веры отпадает. В этом, светский буддизм ни на йоту не отступил от буддизма былых времен.

Основные философские принципы буддизма вообще и светского буддизма в частности

 1.    Существует страдание

Существование страдания для страдающего человека вполне очевидно. Именно это страдание и придаёт смысл существованию светского буддизма, о котором мы ведем речь. Если бы человек был абсолютно счастлив, необходимость в какой либо практической философии, скорее всего, просто отпала бы. Как впрочем, и в религии и в других видах досуга помогающих человеку «отключиться от реальности». Там где нет эксплуатации, жестокой конкурентной борьбы и насилия,   там нет и необходимости в «опиуме для народа», или говоря иначе – в социальной, психологической анестезии.

2.    Существует причина страдания

 Причиной страдания являются разнообразные психологические аффекты. Они проистекают из  устойчивой склонности давать нашему восприятию вещей оценки, разделяя их на «хорошие» или «плохие» несущие лично нам счастье или страдание.

Конкретный пример. В нашей комнате стоит телевизор. Если мы определяем в своём сознании этот телевизор как «крутой», мы иллюзорно верим, что в самом телевизоре якобы содержится частица нашего счастья. Так мы сами закладываем фундамент своего страдания, которое испытаем, когда телевизор сломается, будет украден или получит от наших гостей низкую оценку.

 

 

Если мы считаем телевизор «отстойным», путь к страданию лежит ещё быстрее. Мы страдаем, имея «плохой» телевизор, постоянно воспоминаем о его несовершенстве, когда садимся перед ним, стыдимся «устаревшего» телевизора перед соседями. Страдаем когда стремимся заработать больше денег, или взять кредит чтобы купить «более продвинутый» телевизор. Страдаем от переутомления, рутины и ухудшения самочувствия. И все от того что мы навесили мысленный ярлык на эту неодушевленную коробку. И так во всем…

Когда мы огорчаемся по поводу чего-либо внешнего, то угнетает нас не сама вещь, или человек, или обстоятельство, а наше суждение о них. Но, устранить последнее – в нашей власти.

3.    Существует Освобождение от страдания

 Если имеется некое состояние, должна быть и противоположность ему. В буддийской философии страданию противопоставлено освобождение от страдания, а причине страдания – путь к освобождению от страдания.  Иными словами, порочному и невежественному поведению противопоставляется мудрая и добродетельная система поступков.

4.    Итак, существует путь к освобождению

 Путь к духовному освобождению – это не что иное, как Облагораживающий Восьмеричный Путь, состоящий из восьми частей:

– правильные знания,

– правильное размышление,

– правильные слова,

– правильные поступки,

– правильный способ существования,

– правильное усердие,

– правильное памятование,

– правильное сосредоточение.

Вступающий на этот путь начинает с философского обучения и формирует верное воззрение, истинные представления о природе вещей, принимает ответственность за собственные поступки.

 

 

Затем, он упражняется в избегании ситуаций приносящих страдания и культивирует в своей жизни правильные мысли, слова и поступки. Формируя, таким образом, положительные навыки, практик усердствует в обуздании своих омрачений (психических аффектов).  Это помогает ему в воспитании шести добродетелей: сострадательная щедрость, самоконтроль и дисциплина, кроткое и невозмутимое терпение, усердие в совершении добра, сосредоточенность и мудрость.

Светский Буддизм  не секта, в него нельзя войти, просто совершив ритуал и принеся обеты, противопоставив себя окружающему миру. Стать светским буддистом - значит осознать необходимость в альтернативе культу потребления и религиозному фундаментализму одновременно, и принять решение следовать путем мудрости и нравственности. В этом мире конкуренции и эксплуатации человека человеком, страдания личности достигают таких неимоверных пределов, что ей просто необходима практическая философия, которая позволит ей выжить и при этом не сойти с ума или не утонуть в алкогольно-наркотическом омуте.

Однажды Будда сказал: «Отсутствие иллюзий, скверны и нечистоты – это состояние человека, который знает и видит, а не того, кто не знает и не видит». 
Поэтому учение Будды приглашает прийти и увидеть, а не прийти и поверить.

Следовать путем созерцания природы вещей и не попасть в ловушку религиозности – вот цель светских буддистов. Ведь человечество уже выросло из религиозных сказок, как ребенок вырастает из детских сказок про злого Бармалея и книжек с картинками. Тем более что в наши дни большинство религиозных организаций существуют в основном ради финансового обогащения на основании распространяемых ими заблуждений. А значит, ни чего кроме страданий, привязанность к религиозным формам, в себе не несет. Равно как и отвращение к ним.

Поэтому, чтобы практиковать философию светского буддизма, русским людям, вовсе не обязательно отрекаться от своих православных (или иных других конфессиональных) традиций. Атеистам нет нужды отрекаться от атеизма. Светским гуманистам не нужно порывать со светским гуманизмом. А марксисты могут запросто оставаться марксистами, без какого либо когнитивного диссонанса.

Светский буддизм – это универсальный психологический  тренинг призванный исцелять, а не травмировать психику современного человека.

 

 

Если Вам это действительно нужно, то начать практиковать светский буддизм очень просто. Для этого нужно:

  1. Вместе с единомышленниками регулярно встречаться и совместно размышлять над философией Освобождения и коллективно медитировать.
  2. Употреблять только те слова, которые ведут к гармонии и не употреблять слова, ведущие к распрям и раздорам.
  3. Делиться внутренним опытом.
  4. Уважать точку зрения других, не принуждать других вставать на свою точку зрения.

Хорошим философским подспорьем для начинающих, могут служить не только классические буддийские тексты, но и книги современных мыслителей, например:

  1. «Дзэн-буддизм и психоанализ»,  «Иметь или быть?» и «Искусство быть» Эриха Фромма.
  2. «Четвёртый поворот. Перспективы интегрального буддизма» Кена Уилбера.
  3. «Новая земля» и «Сила настоящего» Экхарта Толле.
  4. «Дзен-психоанализ» Джио Ди Фео.
  5. «Что такое буддизм? Как жить по принципам Будды». Стивена Бэчелора.

Тем кому интересно предлагаю несколько ссылок на англоязычные ресурсы:



Александр Архипов.

 

Расскажите своим друзьям