Указание Ленина о борьбе «с попами и религией» – фальшивка!

 

 

На международной конференции «Христианство на пороге нового тысячелетия», организованной в июне 2000 г. совместно Институтом всеобщей истории РАН, Министерством культуры РФ и Московской Патриархией, журналист В.М. Марков сообщил о своей публикации 1999 г. в журнале «Наш современник» с комментариями священника о. Димитрия Дудко, где впервые упоминалось «Указание ВЦИК и Совнаркома» за подписями председателя ВЦИК М.И. Калинина и председателя СНК В.И. Ленина от 1 мая 1919 г. за № 13666/2, адресованном председателю ВЧК Ф.Э. Дзержинскому со ссылкой на некое таинственное «решение ВЦИК и СНК». 

 

Этим решением Дзержинскому якобы «указывалось» на необходимость «как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежало арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады» (см. фото).

 

 

Именно это т.н. «указание» чаще всего используется в наши дни как доказательство «кровожадности» и «свирепости» большевиков в первые годы советской власти.

Сразу отметим, что в практике партийно-государственного делопроизводства не существовало доку­ментов с названием «Указание». ВЦИК и Совнарком не издали ни одного документа с таким названием за всю свою деятельность. Существовали только постанов­ления и декреты за подписями глав этих органов (см. сборники «Декреты советской власти»), при этом по­рядковых номеров таким документам не присваивалось. Однако во всех сомнительных публикациях «указанию» присвоен порядковый номер 13666/2, что подразумевает наличие многих тысяч «указаний» в государственном делопроизводстве. Ни один из подобных документов не известен историкам, не выявлен в архивах, никогда не публиковался. 

Разумеется, подобный номер выдуман фальсифи­каторами для того, чтобы иметь возможность ввести в него апокалиптическое «число зверя», придать бумаге ярко выраженный мистический характер и связать его с «сатанинской» стихией российского большевизма. В данном случае расчет делался не на интеллектуалов, а на массовое сознание. «Три ше­стерки» в «ленинском документе» должны были бить по восприятию простого верующего человека. Не случаен и выбор даты - 1 Мая, День международной солидарности трудящихся.

 

Как изготовлялись фейки...

 

За всю свою партийно-государственную деятель­ность Ленин не подписал ни одного документа с на­званием «Указание» - ни с тремя шестерками, ни без Не существовало никакого антирелигиозного доку­мента Ленина от 1 мая 1919 г. и под другим назва­нием (постановления, записки, телеграммы, декрета и проч.). В Российском государственном архиве со­циально-политической истории (РГАСПИ) хранится фонд документов Ленина, в него включались все ле­нинские документы. Ныне все документы ленинского фонда рассекречены и доступны для исследователей, так как государственных тайн в них не содержится. «Указание Ленина от 1 мая 1919 года» в РГАСПИ от­сутствует. 

Директор РГАСПИ К.М. Андерсон 2 июня 2003 г. со­общил М.А. Высоцкому в ответ на его запрос о пре­словутом «Указании Ленина от 1 мая 1919 г.», встре­тившемся ему в сочинении Г. Назарова, следующее: «В фондах В. И. Ленина, М. И. Калинина и других совет­ских государственных деятелей документов секретного и ограниченного доступа нет. Сообщаем также, что интересующий Вас текст распоряжения председателя ВЦИК Калинина и председателя СНК Ленина предсе­дателю ВЧК Дзержинскому от 1 мая 1919 г. в РГАСПИ не обнаружен. Одновременно сообщаем, что автор присланной Вами статьи Герман Назаров в читальном зале архива не работал и никаких документов, следова­тельно, не получал». 

Все документы Ленина в РГАСПИ каталогизи­рованы строго по датам. Среди бумаг, относящихся к 1 мая 1919 г., нет антирелигиозных - это несколько подписанных Лениным постановлений заседавшего в этот день Малого СНК, которые касаются мелких хозяйственных вопросов (РГАСПИ. Ф. 2 (фонд В. И. Ленина). Oп. 1. Д. 9537. Про­токол № 243 заседания Малого СНК 1 мая 1919 г.), а также несколько резолюций на входящих телеграммах (Ленин В. И. Биографическая хроника. М., 1977. Т. 7. С. 149, 150). 

Отсутствует «Указание Ленина от 1 мая 1919 года» и в Государственном архиве РФ, где хранятся фонды СНК и ВЦИК. Отрицают наличие этого «доку­мента» в своих официальных письмах Центральный архив ФСБ и Архив Президента РФ. Таким обра­зом, «Указание Ленина от 1 мая 1919 года» отсутствует во всех профильных по этой тематике государствен­ных и ведомственных архивах России. Равным обра­зом не существовало никакого секретного «решения ВЦИК и СНК» 1917-1919 гг. о необходимости «как можно быстрее покончить с попами и религией», во исполнение которого «Указание Ленина от 1 мая 1919 года» будто бы было выпущено. Не существует никаких «инструкций ВЧК-ОГПУ-НКВД» со ссыл­ками на это «указание» (якобы отмененных вместе с «указанием» в 1939 г.), нет никаких документов о его исполнении. 

 

Так - мракобесы видят наше прошлое...

Более того, содержание мнимого «Указания» про­тиворечит фактической стороне истории церковно-государственных отношений 1918 - начала 1920-х гг. При фабрикации «документа» проявилось грубое историческое невежество фальсификаторов. Доку­менты СНК РСФСР свидетельствуют, что в 1919-м, и в 1920 г., и в начале 1920-х гг. по распоряжению Наркомата юстиции РСФСР отдельные храмы неод­нократно передавались в распоряжение общин веру­ющих, а решения местных властей об их произволь­ном закрытии отменялись. Подобная практика, при действии «указания Ленина от 1 мая 1919 года» или аналогичного ему документа, была бы совершенно не­возможна. VIII отдел Наркомюста 23 апреля 1919 г. сообщил Управлению делами СНК, что «если желез­нодорожная церковь при станции Курска представля­ет отдельное здание, то препятствий к передаче ее в рас­поряжение групп верующих не имеется». 

Разъяснение Наркомюста представляет собой от­вет на адресованное Ленину прошение общего собра­ния железнодорожных рабочих Курска, «решительно протестующих против закрытия церкви» (Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 130. Oп. 1. Д. 208. Л. 10, 11). Власти в данном случае не могли не посчитаться с настроения­ми среди «господствующего класса», пусть, с их точки зрения, отсталыми. 

В начале ноября 1919 г. в СНК поступило ходатайство верующих Троице-Сергиевой Лавры о неправомерном закрытии на территории Лав­ры ряда храмов. Оно было принято к рассмотрению, и Управляющий делами СНК В.Д. Бонч-Бруевич пред­писал VIII отделу НКЮ «расследовать обстоятельства и сообщить мне для доклада Председателю СНК». «Необходимо получить точные сведения,- писал он далее,- почему эти церкви были закрыты. Декрет об отделении Церкви от государства не предусматривает этого обстоятельства - вмешательства местных властей в религиозные права граждан» (Там же. Л. 17). Конечно, известна трагическая судьба самой Лавры, закры­той властью спустя несколько лет, но нельзя не заме­тить, что в 1919 г. Советская власть продемонстрировала свою «веротерпимость» и даже шла навстречу верующим в вопросе отмены закрытия хра­мов. Отсюда призыв Бонч-Бруевича «расследовать», сообщить «точные сведения» для его доклада Ленину, его ссылка на «Декрет», отповедь местным властям.

По отношению к православному духовенству по­литика большевиков не была направлена на его тотальное физическое уничтожение, как пыта­ются внушить обществу авторы фальшивки – т.н. «Указа­ния Ленина от 1 мая 1919 года за № 13666/2». Поскольку , значительная часть православного духовенства вела контрреволюционную пропагандистскую работу то, со стороны Советской власти в 1920-х гг. превалировала тактика раскола Церкви изнутри с це­лью ослабления ее канонических структур и ослабления ее влияния на массы. Для этого использовались группы лояльных к власти представи­телей духовенства, которые мотивировались на создание обновленческих религиозных союзов. Подобное явление как «обновленческий раскол» не возник бы, если бы перед большевиками стояла задача «повсеместного» уничтожения духовенства. 

Глава ВЧК  Дзержин­ский, на имя которого Ленин якобы отправил злове­щее «указание», писал своему заместителю М.Я. Ла­цису 9 апреля 1921 г.: «Мое мнение - церковь раз­валивается, этому надо помочь, но никоим образом не возрождать в обновленческой форме. Поэтому церковную политику развала должна вести ВЧК, не кто-либо другой» (РГАСПИ. Ф. 76. Оп. 3. Д. 196. Л. 3-3 об.).

Дзержинский не раз демон­стрировал гибкость в методах борьбы с Церковью. 11 марта 1921 г. он издал циркуляр о порядке ликви­дации Московского объединенного совета религиоз­ных общин и групп за «контрреволюционную деятельность». При этом он ориентировал чекистов на борьбу с теми религиозными обществами, которые «под флагом религии открыто ведут агитацию, способствующую развалу Красной армии, против ис­пользования продовольственных разверсток и тому подобного». И вместе с тем предписывал работникам ЧК: «К общинам, не приносящим вреда пролетариа­ту, должно проявлять отношение самое осторожное, стараясь не раздражать религиозные объединения, не руководимые каким-либо контрреволюционным цен­тром, каким оказался Московский объединенный со­вет. При проведении циркуляра строго воздерживай­тесь от каких-либо мероприятий, могущих возбудить нарекания на агентов нашей власти в смысле... стесне­ния чисто религиозной свободы» (Ф. Э. Дзержинский - председатель ВЧК-ОГПУ. 1917- 1926: Сб. документов. М., 2007. С. 266, 267). Этот реальный источник противоречит утверждению об ориентации ВЧК на «повсеместное» уничтожение духовенства. 

Таким образом, даже если отвлечься от архивных и делопроизводственных деталей, доказывающих под­ложность т.н. «указания Ленина от 1 мая 1919 года», подобный документ вообще не мог по­явиться на свет, так как он не вписывается в реальную картину церковно-государственных отношений в 1918-1923 гг.

Нормативные акты, которыми обосновывались гонения на Церковь, преследования и ограничения в правах верующих, хо­рошо известны в историографии: «Декрет об отделении церкви от государства и школы от Церкви от 20 января 1918 г.», лишавший Церковь права собственности и юридического лица, и майское 1918 г. решение о создании «ликвидационного» отдела Наркомюста,  ин­струкция Наркомюста от 30 августа 1918 г., лишав­шая Церковь прав миссионерской, благотворительной и культурно-просветительской деятельности. Помимо перечисленных нормативных актов не следует забывать, что в марте 1919 г. на VIII съезде РКП (б) была принята Программа партии, с пунктом 13-м: «избегать всякого оскорбления чувств верующих, ве­дущего лишь к закреплению религиозного фанатиз­ма» (КПСС в резолюциях и решениях съездов, конферен­ций и пленумов ЦК. Т. 2. М., 1983. С. 83).

Итак, анализом источников устанавливается, что «указания Ленина от 1 мая 1919 года» о борьбе с по­пами и религией не существовало, а приводимый в разных изданиях его текст является грубой фальшив­кой.

Все гонение большевиков на Церковь заключается в том, что они "отлучили" священников от госказны и на высвобожденные средства стали учить общество, объявив всеобщую грамотность одной из своих приоритетных целей.

Что касается последующих сталниских репрессий, - данные об этих репрессиях сильно преувеличены. Число репрессированных верующих и священнослужителей в процентном отношении такое же, как и в других группах населения и значительно ниже, чем число репрессированных коммунистов и партийных работников. И самое главное, все эти репрессии проводились не коммунистами, а контрреволюционерами - «сталинистами», исповедовавшими «культ личности Сталина» - своего рода фанатиками социальной религии, обожествлявшей своего живого вождя. 

 

Так - мракобесы видят наше настоящее...

 

В преддверии грядущего национального, государственного праздника 100-летия Октябрьской Революции, мне бы хотелось напомнить нашим госслужащим, что сегодняшняя Российская Федерация, со многими своими силовыми и прочими структурами, существует благодаря Октябрьской Революции. Соответственно, поощряя антикоммунистическую истерию клерикалов, Вы тем самым, невольно, а может быть и сознательно (кто знает?) в сущности - поощряете идеологический  подрыв собственной государственности.   Ведь последовательные нацисты-власовцы, выводят из всей этой мракобесной, клерикальной пропаганды очень простой тезис об «антирусском», «масонском» и «сионистском» характере вашего государственного аппарата… со всеми вытекающими последствиями в виде терактов и прочих экстремистских выходок.    

Например в той же Франции, лидеры Пятой Республики не поощряют католическое духовенство кликушествовать по  поводу жертв Французской Революции и тем более смущать умы граждан Франции разными фальшивками.

 Виталий Седов.


Расскажите своим друзьям