Вечные вопросы философии

 

Стоит ли искать смысл жизни?

О смысле и назначении жизни человек задумывался с древности. У древних греков был миф о Сизифе, царе Коринфа, который в подземном царстве в наказание за хитрость должен был вечно закатывать на гору громадный камень: едва он достигал вершины, как невидимая сила устремляла камень вниз и снова начиналась та же бесцельная работа. В 20-м столетии философ Альбер Камю применил этот образ к современному человеку, считая абсурд главной чертой его существования:

«В неумолимое мгновение, когда человек оборачивается и бросает взгляд на прожитую жизнь, Сизиф, вернувшись к камню, созерцает бессвязную последовательность действий, ставшую его судьбой. Она была сотворена им самим, соединена в одно целое его памятью и скреплена смертью. Убежденный в человеческом происхождении всего человеческого, желающий видеть и знающий, что ночи не будет конца, слепец продолжает путь. И вновь скатывается камень» (А.Камю. Миф о Сизифе).

Вывод, к которому он пришел, неизбежен для него и для миллионов людей живущих в «обществе потребления». Жизнь человека, заключенного в обывательские рамки буржуазных ценностей, напоминает сизифов труд. Лишенный смысла человек не ощущает наполненности жизни.

Всякий мыслящий человек проходит этап размышлений о смысле своей жизни: «Для чего я живу? Что после меня останется? Как я меняю этот мир»? Разумный ответ о смысле своей личной и общественной жизни он находит в труде на благо общества, в полезных для окружающих его людей и достойных его как человека принципах поведения. Ответ на вопрос о смысле своей личной жизни он находит в воспитании детей и внуков, в духовной полноте своей жизни и т.д.

Таким образом, эмпирические ответы на вопрос о смысле своей жизни человек, так или иначе, находит. Но когда он поднимает вопросы о смысле жизни как таковой, смысле жизни вообще, смысле жизни растений, животных, всего живого и собственной жизни как частного случая органической жизни, он ответа на этот вопрос не находит.

В живой природе он видит лишь стремление к сохранению жизни и к ее воспроизведению в потомстве. Но это уже нельзя назвать «смыслом» в человеческом понимании этого слова. Ведь сохранение и воспроизведение, т. е. повторение цикла жизни, не снимает вопроса: «А зачем все это? Зачем природа породила жизнь и чего она этим хочет»?

Такие вопросы ставить природе нет смысла, так как понятия смысла и цели применимы лишь к человеческой жизни. Природа не похожа на человека, не антропоморфна. Жизнь существует ради жизни, ради самой себя, без всяких выходящих за ее грани целей и смыслов. Природа не дает ответа на самые коренные вопросы, присущие человеку: «почему» и «зачем». Ее логика внечеловечна.

Но это не значит, что мы должны отказаться от поиска смысла и ценности жизни.

Размышляя о смысле собственного бытия, мы не можем обойти стороной «проклятые вопросы философии» о природе и материи, о бытии и сознании, о первичности или вторичности этих философских категорий.

Для адекватного постижения окружающего мира и своего места в нем, нам необходимо понимать такие категории как: сущность, свойство и отношения.

В истории философской мысли понятие «природа» сочетается и переплетается с понятием «материя». Вместо понятия материи в его современном философском смысле в течение многих веков употреблялось понятие «природа» (natura).

Развитие материалистической философии потребовало различать смысл этих понятий. Их различие и соотношение, как оно выглядит в настоящее время, состоит в следующем.

1. Природа есть носитель материального начала. Последнее же в понятии природы выступает как начало вещественное, телесное, воспринимаемое органами чувств в отличие от «духа», который не имеет этих характеристик. При этом в марксистском понятии: материя – это не только вещественное начало, но и все что существует независимо от воли и сознания человека.

2. Если природа есть носитель материального начала, то понятие материи выражает сущность природы. Природа есть явление; материя — ее сущность. Сущность не полностью совпадает с явлением. Явление богаче сущности. Понятие природы, как явления, богаче определениями, чем сама сущность. С другой стороны, понятие материи глубже, чем понятие природы.

3. В понятии природы высказывается мысль о вещественной и внечеловеческой (не созданной никем) реальности; материя же имеет и гносеологическую характеристику, обозначая такую реальность, которая существует вне и независимо от сознания.

4. Материя является единственным началом и причиной мироздания. Никаких других начал, кроме нее нет. А всё бесконечное многообразие мира – это различные формы материи, которая несотворима, неуничтожима, самотождественна (является причиной самой себя), бесконечна во времени и пространстве, а также – в своих свойствах и качествах, способна к саморазвитию, то есть обладает творческим началом, благодаря которому может самостоятельно переходить от более низких форм существования к более высоким.

Природа — это сущность, сознание и движение — это свойства, а закон — отношение. Люди — дети природы, и их соответственные свойства, присущи им потому, что они присущи всей природе.

Природа обладает жизненностью, активностью и творческой силой. Эти понятия неоднократно и без всяких оговорок употреблялись классиками марксизма. Усматривать в этих характеристиках какой-либо оттенок мистики совершенно неосновательно.

Представление механистического материализма о природе как инертной и безжизненной субстанции грубо противоречит самоочевидным фактам. С подобных позиций невозможно ответить на вопрос, как может косная и мертвая субстанция порождать активность и жизнь во всем их разнообразии.

Механистический материализм, по существу, противоречит и материалистической философии, так как для своего функционирования и движения такая субстанция нуждается в высшей божественной силе. Классики марксизма, поэтому, последовательно придерживались мысли об активности и жизненности природы.

Жизненность природы — это особое состояние, не тождественное ни жизни, ни смерти биологических существ. Жизненность природы выражается в том, что она вся (от элементарных частиц до огромных галактик) находится в состоянии движения, непрерывного изменения и развития, единства противоречий и внутренней гармонии, порядка и согласованности, спокойствия и «беспокойства», удовлетворения и жажды.

Научно-материалистическое представление о природе, взятой в целом, коренным образом отличается от обычных, привычных, обыденных человеческих представлений, хотя эти обычные представления взяты из той же природы в ее частных проявлениях и связях. Существование природы без причины и без цели в корне противоречит представлениям человека и науки о частных явлениях. Все последние имеют свою причину, а человек почти всегда действует целенаправленно. Действиями человека руководят цели, которые он себе ставит.

Удивительные свойства природы как целого противоречат также и основному принципу научного знания о причинности, обусловленности. Все конкретные явления имеют причины, порождающие их. Природа же, как целое является «причиной самой себя», т. е. порождает сама себя.

На самом деле существует не так уж много ответов на вопрос о человеческом существовании.

Они могут быть сведены к двум основным альтернативам:

• первая связана с попытками человека вновь обрести гармонию с природой путем регресса к архаичным или даже дочеловеческим способам существования, за счет забвения специфически человеческих качеств - разума и способности любить;

• вторая ставит целью полное развитие человеческих возможностей и установление новой гармонии с ближними и с природой.

Первый путь ведет к страданию, разрушению и смерти человечества. Напротив, второй путь, требующий дисциплины и воли, ведет к развитию человека, к его гармонии и силе. И хотя этот путь трудный, только он имеет смысл. Ведь даже если цель еще не достигнута, активность и усилия, направленные на ее достижение, уже оказывают объединяющий эффект, мобилизующий энергию человека.

Материя с необходимостью, заложенной в ее природе, рождает мыслящие существа. Мышление есть высший продукт развития мироздания. Если человечество продолжит свое эволюционное развитие, то оно породит более высокие формы жизни. Мыслящий дух на Земле не угаснет, но будет распространяться в бесконечной Вселенной.

История человечества является процессом саморазвития природы, движущие пружины которого находятся в ней самой, во внутренних противоречиях его развития, и которое не нуждается ни в каких сверхъестественных причинах для своего объяснения.

Произошедший от человечества мыслящий дух, возвратит природе «старый долг». Когда-то, во времена своей молодости, природа породила мыслящий дух. Затем, наоборот, мыслящий дух возвратит матери-природе, умирающей «тепловой смертью», новую огненную юность - состояние, в котором она будет способна снова начать грандиозные циклы своего развития, которые приведут снова к рождению из ее остывающих недр нового мыслящего духа.

Таким образом, высший смысл жизни человека - это выбор между жизнью и смертью. Задача человека - расширять пространство своей судьбы, укреплять то, что содействует жизни, в противоположность тому, что ведет к смерти. Жизнь и смерть - это не биологическое состояние, а способы бытия человека и его взаимодействия с миром. Жизнь означает постоянное изменение, постоянное рождение. Смерть означает прекращение роста, окостенелость, зацикленность.

Несчастная судьба многих людей - следствие несделанного ими выбора. Они ни живые, ни мертвые. Жизнь оказывается «сизифовым трудом», бесцельным занятием, а повседневные житейские дела - лишь средством защиты от мук бытия в царстве теней.

Каждый выбирающий путь жизни должен задать себе четыре вопроса Канта: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что есть человек»?

Я, как марксист, ответил бы на них следующим образом:

1. Что я могу знать?

Я не могу точно знать о происхождении вселенной и будущем мира. На этот счет, я могу только строить научные гипотезы и смелые предположения. Но, я, как человек знаю, что испытываю страдания, потому что меня, как наемного работника, эксплуатируют, и я отчужден от результатов своего труда. Поэтому, я вынужден прожигать большую часть своей жизни за монотонной, неинтересной и надоевшей работой, в то время как мои эксплуататоры наслаждаются всеми благами материальной жизни. Капитализм и является основной причиной моих бедствий.

2. Что я должен делать исходя из этого знания?

Я должен изменить свою жизнь. Но сделать это я смогу, только изменив это мир. Изменить его можно лишь революционным путем. И этот путь по меркам человеческой жизни очень длинный. Не факт, что я смогу вкусить плодов своей экономической и политической борьбы, но я могу внести свой вклад в общий ход истории, который приведет род людской к процветанию.

Я рассматриваю смерть, как возвращение к природе элементов, из которых я состою, и конец моего существования, как личности. Но, мои дела, мои идеи и память обо мне продолжат жить, в зависимости от того, что я делаю в своей жизни. Мои гены и идеалы продолжат жить в моих потомках, а тело станет частью бесконечной природы. Поэтому, я буду «жить» в грядущих поколениях, которые пожнут плоды того, что я сею сегодня.

3. На что я могу надеяться?

Я могу надеяться на коммунизм – на свободную ассоциацию трудящихся, в которой свободное развитие каждого есть условие развития всех. Если я сам не доживу до этого момента, то будущие поколения людей имеют такой исторический шанс.

4. Что есть человек?

Изменение – это суть человека. Если текущее кажется бессмысленным, нужно понять, что у нас всегда есть пространство для изменений. Если проанализировать ежедневную деятельность, можно выявить то, что поддаётся изменениям. Изменения могут быть позитивными – в виде развития, и негативными в виде деградации. Смысл жизни нормального человека - в изменениях позитивных.

Адекватная цель каждого разумного человека, в данной исторической ситуации, состоит в самоосвобождении от давления экономического принуждения с тем, чтобы он мог развиваться как человек и формировать себя как гармоничную личность.

Все высокие и благородные черты человеческой сущности, обусловленные ее общественным характером, наиболее быстро и всесторонне развиваются только в условиях коммунистического общества, вся деятельность которого направлена на совершенствование общества и человека.

Капиталистическое общество в своем экономическом и политическом устройстве основано на эгоизме, индивидуализме и насилии. Что же касается трудовых масс, то род людской выработал и пронес сквозь тысячелетия понятия о качествах, выражающих подлинную общественную сущность человека: честь, трудолюбие, мужество, совесть, справедливость, благожелательность, сочувствие, верность долгу и своим обязанностям.

Все эти и многие другие высокие понятия, по мнению Энгельса, наполнялись в различные эпохи и разными классами различным содержанием. Господствующие классы маскируют этими понятиями свои корыстные интересы. Однако истинное содержание этих понятий сохраняется в сознании и жизни трудового человечества, без чего невозможным было бы и самое существование общества.

То есть главная наша забота на сегодняшний день — освободить человеческую личность, помочь человеку преодолеть утраченную гармонию с природой и другими людьми. Ведь если верно, что человек таков же, как его общество, то столь же верно, что и общество будет таким, каким будет человек, живущий и действующий в нем.

Смысл жизни – есть!

Убежденные в возможности такого совершенствования революционные марксисты работают по мере сил для обретения людьми труда смысла своей жизни и над воспитанием нового человека. Рабочая демократия, за которую мы боремся, станет практической реализацией условий, необходимых для позитивного раскрытия человеческих возможностей.

Коммунизм не является для нас конечной целью, это лишь ступень на пути человеческого развития, в ходе которого человек должен освободиться от социально-экономических уз, мешающих ему развернуть свои человеческие качества, и обрести высший смысл своего бытия.

«Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (К. Маркс. Тезисы о Фейербахе).

Илья Тугаринов.

 

Расскажите своим друзьям