Вспомним святых… рабовладельцев?!

 

  

«Вспомним святых Авраама, Исаака и Иакова - все они были рабовладельцы»: заявляет протоиерей Дмитрий Смирнов, порицая американских граждан,  не желающих мириться с пережитками своего темного прошлого. 

http://xn--80aaollp3age.xn--p1ai/publikacii_v_smi/protoierej_dimitrij_smirnov_osudil_snos_pamyatnikov_rabovladel_cam_v_ssha/

Ну, что ж, давайте вспомним.  Когда читаешь библию, иногда не можешь отделаться от впечатления, что отдельные ее сказания и легенды как будто нарочно придуманы для оправдания классового разделения общества, эксплуатации, нищеты одних и богатства других. Это, конечно, не так. Основные библейские сказания и легенды возникали стихийно, создаваясь религиозной фантазией народных масс, придавленных беспросветной нуждой. Но их объективное значение от этого не меняется. Религия – отражение внешних сил, которые господствуют над повседневной жизнью людей. И сами по себе, а в особенности, будучи соответствующим образом, истолковываемы и используемы, библейские легенды служат оправданию и освящению всех форм угнетения и рабства. Во всех книгах Ветхого и Нового Заветов разбросаны легенды, притчи, поучения, отдельные изречения, смысл которых заключается в оправдании эксплуататорского общественного строя.

При всех эксплуататорских общественных формациях роль охранителя рабства, во всех его формах, всегда играло духовенство и в своих проповедях оно всегда пыталось доказать, что именно древняя жизнь патриархов-скотоводов и рабовладельцев Авраама, Исаака, Иакова и компании должна служить образцом величайшей нравственности.
Сейчас духовенство также выступает в роли защитника системы социального неравенства, используя все те же ближневосточные мифы.

 

   

Но, раз господин Смирнов, так настоятельно рекомендует нам вспомнить дела минувшие, то почему бы и не вспомнить? Может быть это, действительно, заставит нас пересмотреть свое отношение к угнетению и рабству? Мы не станем останавливаться на родословной праотца Авраама, которая, очень даже возможно, взята с потолка, и Авраам, и Исаак, и Иаков, и другие лица возможно просто вымышленные. В главе XI Бытия мы узнаем краткие сведения биографического характера об Аврааме и Сарре; узнаем, что Сарра была бесплодна и бездетна. В XII главе Бытия рассказывается о том, что бог отдал приказ Аврааму:

«Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дому отца твоего в землю, которую я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение. Я благословлю благословящих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные».

Аврааму было тогда 75 лет, жена его была немножко моложе. И вот что рассказывает библия о его похождениях, выдавая их за образец нравственности. Когда голод в стране Ханаанской заставил Авраама прийти в Египет, он решил проделать такого рода выгодную спекуляцию: уступить на время свою жену Сарру египетскому фараону для того, чтобы за это получить, во-первых, безопасное проживание в этой стране, а во-вторых, кое-какие подарки. Библия об этом рассказывает так:

«Когда же он приближался к Египту, то сказал Сарре, жене своей: вот я знаю, ты женщина, прекрасная видом, и когда египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его, и убьют меня, а тебя оставят в живых; скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя и дабы жива была душа моя через тебя. И было, когда пришел Авраам в Египет, египтяне увидели, что она — женщина весьма красива. Увидели ее вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов. И Аврааму хорошо было ради нее, и был у него мелкий и крупный скот, и ослы, и рабы, и рабыни, и лошади, и верблюды. Но господь поразил тяжелыми ударами фараона и дом его за Сарру, жену Авраамову. И призвал фараон Авраама и сказал: что ты сделал со мной, для чего не сказал мне, что она жена твоя, для чего ты сказал: она сестра моя, и я взял ее себе в жены. И теперь вот жена твоя; возьми и пойди. И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его и жену его, и все, что у него было» (XII, 11–20).

 



Недурной рассказ, не правда ли? Может быть, глава патриаршей комиссии по вопросам семьи из этого рассказа выведет  настоящую мораль и скажет детям, в свойственной ему хамской манере: «Дети, когда вы вырастете и очутитесь в таком же положении, в каком очутился Авраам, то не задумайтесь, солгите и скажите, что ваша жена — не жена ваша, а сестра, отдайте ее какому-нибудь насильнику и получите за это не только жизнь, но и золото, и серебро и всякие другие богатства и удобства, ибо такова величайшая добродетель одного из библейских патриархов, возлюбленных господа бога».
Ведь не зря же он назвал женщин, состоящих в гражданском браке, «бесплатными проститутками»? Наверное его вдохновила выгодная сделка, принесшая хороший доход скотоводу Аврааму. В главе XIII рассказывается: «И был Авраам очень богат скотом и серебром и золотом».

Эта операция ему очень понравилась, и при первом же удобном случае он ее вновь повторил. В главе XX Бытия рассказывается о том, как значительно позже Авраам поселился между Кадесом и Суром и временно находился в Гераре. Дальше рассказывается:

«И сказал Авраам о Сарре, жене своей: она — сестра моя. И послал Авимелех, царь герарский, и взял Сарру. И пришел бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: Вот ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа. Авимелех же не прикасался к ней и сказал: Владыко! Неужели ты погубишь и невинный народ. Не сам ли он сказал мне: она — сестра моя? И она сама сказала: он — брат мой. Я сделал это по простоте сердца моего и в чистоте рук моих. И сказал ему бог во сне: и я знаю, что ты сделал все в чистоте сердца твоего, и удержал тебя от греха передо мною, поэтому и не допустил тебя прикоснуться к ней; теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив, а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои. И встал Авимелех утром рано и призвал всех рабов своих и пересказал все слова сии в уши их; и люди сии весьма испугались. И призвал Авимелех Авраама и сказал: что ты с нами сделал? Чем я согрешил против тебя, что ты навел было на меня и на царство мое великий грех? Ты сделал со мной дело, каких не делают. И сказал Авимелех Аврааму: Что ты имел в виду, когда делал это дело? Авраам сказал: Я подумал, что нет в месте сем страха божия и убьют меня за жену мою; да она и подлинно сестра мне: она — дочь отца моего, но только не дочь матери моей, и сделалась женой моей; когда бог повел меня странствовать из дома отца моего, то я сказал ей: сделай со мной сию милость, в какое ни придем место, везде говори обо мне: это брат мой. И взял Авимелех мелкого и крупного скота, и рабов, и рабынь и дал Аврааму; и возвратил ему Сарру, жену его… И Сарре сказал: вот я дал брату твоему тысячу сиклей серебра. Вот это тебе покрывало для очей перед всеми, которые с тобою, и перед всеми ты оправдана» (XX, 2–14, 16).

Здесь образец нравственности тот же. Рассказчик привел только разговор еврейского бога с царем Авимелехом. Так как весь разговор происходил во сне, то, конечно, даже если бы это было в наше время, невозможно проверить то, что было во сне. Во сне бог предупреждает Авимелеха, чтобы он не особенно льстился на эту старушку. Авимелех возвращает Сарру по принадлежности и укоряет Авраама, что он его обманул, а с Авраама, как с гуся вода. И хотя библия рассказывает, что Авимелех к ней даже не прикоснулся, но все-таки Авраам извлекает пользу из этого приключения, получает тысячу сиклей серебра, мелкий и крупный рогатый скот. Сарра тоже получает подарок, и все кончается очень хорошо. После этого, получив богатый калым за свою жену, «помолился Авраам богу, и исцелил бог Авимелеха и жену его, и рабынь его, и они стали рождать» (XX, 17).

 



Что характерно,  все в этих легендах вертится вокруг размножения, вокруг плодовитости. О чем молится Авраам своему богу, который устраивает ему такие выгодные аферы? А вот, видите ли, перестали размножаться рабы и рабыни, и скот перестал размножаться у Авимелеха. Да и сам праотец Авраам все время заботится о том, чтобы умножить потомство, а так как жена его, переходящая из рук в руки, от одного фараона к другому, все никак не может родить, то пришлось прибегнуть даже к тому, чтобы заполучить детей от служанок.

В главе XVI Бытия рассказывается о том, как Авраам сделал женой своей служанку Агарь, и этот рассказ тоже церковь выдает за образец высокой нравственности, который религиозные люди хотели бы поставить в пример растущим теперь детям. Авраам все не верит богу, что у него будет большое потомство, и даже во сне разговаривает постоянно с богом. И вот этот самый еврейский бог будто бы во сне дал ему такое доказательство правдивости своих слов:

«Возьми мне трилетнюю телицу, трилетнюю козу, трилетнего овна, горлицу и молодого голубя. Он взял их, рассек их пополам и положил одну часть против другой… И налетели на трупы хищные птицы; но Авраам отгонял их» (XV, 9–11).

Все это происходило во сне. Во сне же приснилось Аврааму, что пламя прошло между рассеченными животными. Мало ли чего не приснится во сне, а библия делает из этого выводы. Оказывается, в этот день бог подписал договор с Авраамом и сказал ему, что он дает ему такие-то и такие-то земли, которые по одну сторону «от реки Египетской до великой реки».

Но вернемся к рассказу об Агари (Бытие, XVI, 1–16):

«Но Сарра, жена Авраама, не рождала ему. У ней была служанка-египтянка именем Агарь. И сказала Сарра Аврааму: вот господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать. Войди же к служанке моей, может быть, я буду иметь детей от нее».


   

Для современного человека это, конечно, непонятно, как это одна женщина может иметь детей от другой женщины. Для древних народов это было понятно. Не то чтобы тогда одни женщины рождали через других женщин, а в рабовладельческом обществе, там, где были рабы и господа, ребенок рабыни считался ребенком госпожи, если его, новорожденного, клали на колени госпожи. Усыновление детей, хотя бы и чужих, происходило таким образом, и, если ребенок полежал на коленях у мужчины или женщины, он считался их ребенком.

«Авраам послушался слов Сарры. И взяла Сарра, жена Авраама, служанку свою, египтянку Агарь, по истечении 10 лет пребывания Авраама в земле Ханаанской, и дала ее Аврааму, мужу своему, в жены. Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что она зачала, она стала презирать госпожу свою».

Не правда ли, очень интересный роман описывается в главе XVI Бытия? Рабыня стала женой своего господина. Госпожа ее — уже старушка, ей больше 70 лет, и так как, по-видимому, любовь скотовода Авраама в это время целиком была на стороне более молодой Агари, то служанка начинает презирать свою госпожу. Саррой овладевает ревность.

«И сказала Сарра Аврааму: в обиде моей ты виновен; я отдала служанку в недро твое, а она, увидевши, что зачала, стала презирать меня. Господь пусть будет судьею между мною и между тобою. Авраам сказал Сарре: вот служанка твоя в твоих руках, делай с нею, что тебе угодно. И Сарра стала притеснять ее, и она убежала от нее».

Нравится вам эта семейная сцена? Вот если бы отец Димитрий рассказал детям точно так, как рассказаны в библии все эти сцены, то какое он отсюда может делать высокоморальное поучение? Агарь — жена Авраама, она должна родить ему ребенка. Женой его она сделалась с согласия «законной» жены Авраама, Сарры. И как только в ревности Сарра начинает выкладывать ему свои обиды, Авраам, как ни в чем не бывало, говорит: ведь она же служанка, делай с ней, что хочешь. И Сарра притесняет ее. В те времена, когда прислуги были рабынями, рукоприкладство превращалось просто-напросто в истязание — наказывали розгами, плетьми, потому что ведь Агарь была рабыней. Агарь убежала. Что же тут поучительного, что здесь нравственного? Чему мы должны учиться у этих рабовладельцев? В дело вмешивается бог. Он посылает одного из своих ангелов на поиски бежавшей рабыни. Тот находит ее в пустыне и говорит ей строго:

«Агарь, служанка Саррина, откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сарры, госпожи моей. Ангел господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей».

Мораль: раз ты раба, то покорись госпоже своей, хотя бы она над тобой издевалась. Такова поповская библейская мораль. Ну, конечно, к этому еще прибавляется, что тут же этот самый курьер библейского бога наобещал ей с три короба. Пообещал так умножить потомство Агари, что нельзя будет даже и счесть его от множества. Утешил он ее еще тем, что пообещал ей, что «сын ее будет между людьми, как дикий осел, руки его на всех и руки всех на него. Жить он будет перед лицом всех братьев своих».

Правда, как будто утешение маленькое: быть между людьми, как дикий осел, но библейский писатель уверяет, что Агарь этому обрадовалась, вернулась к Аврааму и родила ему сына Измаила, когда Аврааму было уже 86 лет. Папаша был хоть и старенький, но с этого времени он только еще начинает дальнейшее размножение своего потомства.

 



Вот вкратце внутрисемейная жизнь Авраама. Пусть Смирнов, раз уж он предлагает нам ориентироваться на эти персонажи, снова поразит нас своим остроумием и заявит в очередной раз: живите так, как жил праотец Авраам, обманывайте, лгите, если вам это выгодно. Ради спасения собственной шкуры можете продавать свою жену, ради наживы тоже можете продавать свою жену. Если у вас завелись дети вне той семьи, которую вы имеете, то относитесь с презрением к их матерям, отдавайте их на поругание «законной» жене; законная ваша жена может бить служанок, которых она вам приводит сама к постели.

Высказывания Смирнова  воспринимаются как официальная позиция РПЦ, поскольку произносит их не рядовой приходской батюшка или даже авторитетный духовник, а глава специально созданного церковного ведомства по взаимодействию церкви и общества. Тем более, ни патриарх Кирилл, ни другие высокопоставленные представители патриархии никогда отца Димитрия не опровергали и не одергивали. Лишь ответственный за информационную политику РПЦ Владимир Легойда пару раз пытался неловко оправдываться, например, когда Смирнов назвал женщин, состоящих в гражданском браке, «бесплатными проститутками». Но, и только…

Ведь именно  такие люди как легендарные Авраам и Сарра, дали им  «образ человека разумного, человека Божия». И если дать этим древним мифам современную моральную оценку, на кого же Смирнов и его единомышленники будут ориентироваться?

Испокон веков от имени Бога говорят все правящие классы и авантюристы, будь то помещики, монархи или капиталисты. Но, говорят они от имени бога, защищая лишь свои собственные интересы — деньги и политическое влияние, и цели — одурачивание и громоотвод народного недовольства при кризисе в экономики.

 

 

Монументоборчество в США, которое осуждает Смирнов — это чисто низовое широкомасштабное движение работников против рабства и расизма.  Памятники и монументы часто становятся жертвами в стихийном стремлении символически порвать с прошлым и тем самым изменить настоящее. Но, к сожалению, стихия не способна ни на что, кроме как на войну с внешними атрибутами. Если бы американские левые не занимались одним активизмом, а выступили бы с решительной программой диктатуры пролетариата и экспроприации  крупного капитала, за повсеместную замену рыночных отношений товарищескими коллективами, основанными на принципах взаимопомощи и братства, за совместное планирование снизу самоуправляемыми коллективами работников, они обрели бы массы сторонников, которым наемное рабство уже давно поперек горла.

Олег Михайлов. 

        

Расскажите своим друзьям