Введение в исторический материализм

 

  

Исторический материализм — учение об обществе. После крушения СССР исторический материализм предали забвению, но быстро вспомнили о нем, потому что вскоре осознали, что без материалистического учения история немыслима. Тем более что на западе исторический материализм не забывали и сторонников учения там хватает.

Главная задача исторического материализма — выяснить объективные законы истории, логику и закономерности. В прошлом исторический метод в основном был субъективным, прогресс объяснялся волей отдельного человека, иногда даже сверхъестественного существа, а не анализировался должным образом.

Немецкий философ Карл Маркс подверг историю системному анализу. В дальнейшем его методологию приняли ученые, особенно историки, философы, политологи и социологи.

Тезис Маркса — бытие определяет сознание. Это означает, что общественное бытие первично, а общественное сознание — вторично. Общественное бытие стоит понимать как совокупность материальных отношений и процессов, которые существуют независимо от воли индивидов или общественного сознания. А общественное сознание является отражением общественного бытия.

Даже представители идеалистических школ не станут отрицать, что общественное сознание зависит от производительных сил, ведь никак нельзя сравнить общественное сознание жителей деревни и города. Особенно это проявляется в период переломный, когда жители деревни покидают родные места и отправляются на заработки в города. Они получают образование, социализируются и приобретают социальный статус.

Доказывается это утверждение так: человек не может думать о науке, философии и политике, пока не обеспечит себя материальным минимумом — пищей, жильем, одеждой и т. д. Первобытное общество не могло физически выжить, если бы там был каждый сам за себя, поэтому все решалось коллективно, где каждый выполнял свою роль, а частной собственности не было.

 

   

Так как изначально речь идет о физическом выживании, люди вступают в производственные отношения вне зависимости от своих желаний. Им приходится при этом использовать определенные производительные силы (средства производства), характерные для конкретного периода. Единство производительных сил и производительных отношений (при всех противоречиях) образует общественно-экономическую формацию. Это первобытная община, сословно-классовое общество и капитализм.

Причина смены формации — развитые производительные силы, но отсталые производственные отношения, появление новых классов, готовых уничтожить старые (отжившие свой век, паразитические к тому моменту) путем социальной революции. После социальной революции образуются новые производственные отношения.

Анализ истории через призму этих факторов дает понимание, как общество развивалось и к чему оно движется. Это отличается от описания того, что, например, развитие произошло благодаря лично какому-нибудь правителю или, например, великому герою, богам. Любые захватнические войны часто объясняются при помощи идеалистических концепций, например как битва за веру, защита свободы, но на деле везде можно усмотреть интересы конкретного класса, который установил свою волю как обязательную для всех классов в виде правовой системы.

 

  

В то же время может возникнуть иллюзия, что люди никаким образом на эти процессы не влияют, что это просто детерминизм, в чем как раз нередко обвиняют марксизм. На деле Маркс и его сторонники неоднократно утверждали, что люди сами творят свою историю, но при этом имеются закономерности, в частности, уровень производительных сил, материальная история, общественная надстройка (традиции, нормы права, религия, политика, философия).

Исторический материализм повлиял на развитие историзма, то есть научного метода, применяемого в исторической науке. Суть метода: рассмотрение мира в динамике, подход, согласно которому нельзя рассматривать события в отрыве от исторических условий, в том числе анализа экономических отношений.

Историк, сторонник исторического материализма, рассматривает прошлое именно как прошлое, а не как события давно минувших дней, связанные напрямую с современной политической ситуация. Увы, в прошлом историки-идеалисты современные им закономерности применяли и по отношению к прошлому, создавая ненаучные концепции, согласно которым есть некие вечные истины, или нормы, или традиции, которые были характерны для народа во все времена. Надо заметить, что идеалистическая история полностью не преодолена и в современности. В некоторых странах академические круги не изучают подлинную историю, а занимаются возвеличиванием своего народа или правителей.

Исторический материализм стал важной теорией для историков по той простой причине, что это учение сформировалось во времена запроса на материалистическое понимание истории, когда уже работали с источниками, но не могли должным образом обобщить все данные, порвать с идеалистическими представлениями, которыми проще всего объяснить те или иные исторические процессы.

 

  

Времена, когда философы и историки говорили, что изучать африканские или арабские народы — это все равно, что изучать «историю волков» (подобные мысли излагали просветители вроде Вольтера) канули в лету. Материалистические концепции позволили взглянуть на прошлое, да и на настоящее тоже, человечества объективно.

Именно благодаря историческому материализму общество может проанализировать ошибки и успехи в прошлом, чтобы не допустить ошибок в будущем.

 

Станислав Дзюбенко

 

Расскажите своим друзьям