Введение в светский буддизм

 

В наши дни воскресают и становятся востребованными такие древние философские системы как стоицизм и буддизм. Они обретают современное звучание и современные названия, такие как  «современный стоицизм» и «секулярный буддизм».  И в данной статье, речь пойдет о светском (секулярном) буддизме.

Придерживаясь прагматических и этических принципов человеческого процветания, которым учил исторический Будда Гаутама, светские буддисты отбрасывают культурные и сверхъестественные наслоения, которые буддизм приобрел шествуя по миру. Мы не претендуем на то, что наша версия является окончательной версией буддизма, но мы считаем, что она основана на первоначальных учениях Гаутамы и соответствует ключевым прогрессивным ценностям современного мира — демократии, социальной справедливости и равенству.  

Основные элементы светского буддизма 

В то время как все светские буддисты скептически относятся к сверхъестественным божествам и процессам традиционного буддизма, среди светских буддистов существует широкий диапазон мнений относительно различных верований, взглядов и практик.

 Несмотря на то, что светской буддийской ортодоксии не существует, все светские буддисты разделяют основную идейную платформу для более осознанной и сострадательной жизни.

 Эта платформа, по сути, является прагматичной программой человеческого процветания, в которой нет места метафизическим верованиям и религиозным догматам. Светская дхарма – это типично буддийское направление развития в своем непредубежденном скептицизме и желании позволить древней философской школе говорить в культурно доступных терминах, то есть наиболее эффективно.

 

Будда как историческая личность

Светские буддисты понимают Гаутаму из племени Сакьев, который известен как Будда, как человека учившего образу жизни, способствующему достижению каждой личности счастья и процветания. Это бы великий мыслитель, живший нравственной жизнью, но не обладавший какими либо сверхъестественными способностями.

 

Сохранить важные идеи, отбросить культурные наслоения

Идеи Гаутамы имеют и сегодня большое значение в деле достижения процветания человечества и становления справедливого общества. По мере того как его философиские взгляды ассимилировались с индийскими, китайскими и другими азиатскими взглядами, они  трансформировались в формально организованную, иерархическую и потустороннюю религию. В этом смысле светский буддизм — это то, что осталось после  того, как культурные наслоения были сняты с первоначальных воззрений Гаутамы.

Прагматичный, этический путь – а не набор истин

Вместо того чтобы провозгласить раз и навсегда набор метафизических «истин» о мире, Гаутама предоставил нам инструменты и идеи, которые, будучи применены на практике, позволят нам умело жить в изменчивом мире с состраданием к себе и другим.

Продвижение культуры пробуждения

Светские буддисты ценят практику медитации и понимают необходимость трансформации на внутреннем уровне. Однако не менее важно и то, что светские буддисты подчеркивают важность создания демократических сообществ, способствующих процветанию человечества.

 

Основная концепция светского буддизма: четырехчастная задача

Основная идея светского буддизма заключается в том, что основные учения и прозрения исторического Будды Гаутамы — это не «истины», которым нужно верить, а «четырехчастная» задача, помогающая нам жить осознанно и с состраданием.

Четыре благородные истины традиционного буддизма таковы:

1) Жизнь неизбежно включает в себя страдание; 

2) Страдание вызвано страстным желанием; 

3) Мы можем освободиться от страданий, если перестанем жаждать; 

4) Существует способ мышления, действия и медитации, ведущий к полному освобождению от страданий.

Четырёхчастная задача

Прими жизнь, Отпусти то, что возникает, Увидь ее прекращение, Действуй! 

Чтобы идти по этому пути, нам нужно практиковать эти четыре очень важные задачи, а именно:

  • Испытайте жизнь – признайте и глубоко поймите и примите состояние человека, особенно его неизбежные трудности.
  • Отпустите инстинктивную реактивность — навязчивое цепляние и фантазии, которые обычно вызывают у нас проблемы.
  • Осознайте прекращение этой реактивности —   испытайте глубокое душевное спокойствие, которое приходит от этого.
  • Действовать – реагировать, говорить, видеть, задавать направление в нашей жизни, взращивать путь – « восьмеричный путь », – на котором мы работаем над восемью аспектами нашей жизни:
    1. Адекватное видение – наше понимание нашего жизненного процесса
    2. Адекватное намерение – наши намерения
    3. Адекватная речь – наше общение с другими
    4. Адекватное действие – наши этически значимые действия
    5. Честный заработок – наш подход к работе
    6. Правильное усилие – усилие, которое мы вкладываем в свое духовное развитие.
    7. Правильная осознанность – наше присутствие ума и
    8. Правильная собранность — наша ментальная интеграция.

Серьезное решение этих четырех задач, которые лучше всего понимать как цикл положительной обратной связи, а не как линейную прогрессию, ведет к процессу пробуждения, реализации нашего полноценного человеческого потенциала жить разумно, сострадательно и с мудростью. В одиночку или вместе с другими мы можем испытать глубочайшее удовлетворение, на которое только способны люди.

Краткая история светского буддизма

Появление светского буддизма на Западе является частью секуляризации, которая развивалась еще до эпохи Возрождения. Исторически секулярность представляла собой многовековое религиозное развитие, а не победу науки над религией. Сегодняшняя секулярность отмечена культурным упадком  утверждений об истине, особенно тех, которые связаны со сверхъестественными явлениями или существами.

В то время как светские буддисты были связаны с различными линиями преемственности, включая дзэн и тибетский буддизм, светский буддизм также можно рассматривать как развитие определенных модернизирующих тенденций в буддизме Тхеравады, школе буддизма, которая сейчас широко распространена в Юго-Восточной Азии.

Светский буддизм представляет собой попытку продолжить процесс укоренения дхармы в современной западной культуре там, где остановилось прежнее немонашеское движение прозрения. Начиная с новаторской работы Стивена Бэтчелора «Буддизм без верований» (1997), светские буддисты стремились восстановить учения Гаутамы, исторического Будды, минуя их более позднее религиозное оформление и соскребая культурные наслоения традиционных форм буддизма.

Социальная активность

Значительный процент светских буддистов признают необходимость решения социальных проблем как части своей практики.  Социальные проблемы и кризисы, которые сегодня причиняют столько страданий, например, изменение климата и деградация биосферы, расизм и другие формы угнетения, социальное неравенство и бедность — можно полностью решить только с помощью движений по демонтажу социальных, политических и экономических сил, в которых коренятся эти проблемы и кризисы.

С точки зрения светских буддистов, традиционное буддийское мировоззрение предлагает нам существенное понимание причин страданий и средств от них, но ему не хватает адекватного объяснения социального страдания и необходимости радикальных социальных изменений. Вот почему буддийские прозрения должны быть дополнены социальной теорией марксизма. 

Михаил Солнцев.

 

Расскажите своим друзьям