Материалы СМИ: "Вампир на страже православия. Представление о Дракуле-кровопийце могло объясняться переходом Влада III в католичество"

 

 

Исторический прототип знаменитого стокеровского вампира Влад III Цепеш Дракула был валашским князем, боровшимся против Османской империи. В период своего правления он активно поддерживал Православную церковь Валахии. Однако есть версия, что на определенном этапе жизни, оказавшись в сложном опасном положении, Дракула принял католичество.

 

Будущий князь Цепеш воспитывался и рос в православной семье и был очень религиозен. Однако в юности его вера подверглась серьезному испытанию, когда он оказался в турецком плену. В то время Валахия находилась под османским влиянием. В 1444 году султан решил удостовериться в верности князя Влада II. Он потребовал, чтобы валашский господарь отправил ему двух своих детей в качестве заложников. Князь вынужден был выполнить повеление султана и послал в Турцию двух своих сыновей - Влада и Раду. В плену княжичей пытались обратить в ислам, подвергали запугиванию, психологическому давлению. При этом Раду смог подружиться с наследником османского престола Мехмедом. Позднее Раду принял ислам. Влад был потрясен поступком брата. Вскоре его существование в качестве заложника ухудшилось, поскольку князь Валахии принял участие в антитурецком крестовом походе. Есть сведения, что Влада подвергали пыткам, а также продолжали настойчиво убеждать отречься от православия. Несмотря на серьезное воздействие, Дракула сохранил верность своей вере.

В 1447 году Влада II и его старшего сына Мирчу убили в результате государственного переворота, осуществленного венграми и валашскими боярами. Регент Венгерского королевства Янош Хуньяди отдал престол Валахии своему ставленнику Владиславу. Известие о смерти родителя и старшего брата стало последней каплей для Дракулы после всех потрясений. Трагедия окончательно ожесточила его характер.

После гибели отца закончилось удержание Дракулы в статусе заложника. Султан решил помочь Владу обрести принадлежащий ему по праву трон, поскольку считал, что в благодарность за это тот будет ему подчиняться. С помощью турецкого отряда Дракула в октябре 1448 года сверг Владислава II и взошел на престол Валахии. Раду решил не уезжать из Турции и служить османам, в будущем братья окончательно станут врагами. Но стоит вернуться к Владу. После обретения власти ему недолго довелось править. Владислав II обратился к Хуньяди и с помощью его войска вынудил Влада бежать. В 1456 году Дракула, набрав армию добровольцев в Трансильвании, заручившись поддержкой бояр, вернул себе власть в княжестве. Владислав был убит.

Первым делом Влад выяснил, какие бояре участвовали в убийстве его отца и брата, пригласил их на пир и в самый разгар веселья велел казнить виновных. Дальше уничтожению стали подвергаться воры, разбойники. На этом князь не остановился, он сильно пристрастился к жестокости и стал приговаривать к смерти неугодных и ни в чем неповинных людей.

Несмотря на свирепость, Дракула всегда оставался глубоко набожным христианином. Он стремился укреплять позиции православия на подвластной ему территории. Влад дарил монашескому духовенству земли, которые в прошлом принадлежали тем или иным боярам. Кроме этого, он активно вносил денежные пожертвования для разных монастырей и храмов. Известно также, что господарь основывал новые религиозные объекты. В 1460-1461 годах по его указанию неподалеку от города Джурджу был создан монастырь. В 1461 году в Тыргшоре князь построил храм. На этом он не остановился и начал вносить пожертвования для афонских и греческих монастырей. Существует точка зрения, что ради защиты христианства и преграждения мусульманского наступления на Европу Дракула начал войну с Османской империей. Борьба с турками у господаря велась успешно, и он приобрел репутацию национального героя. Валашский митрополит Макарий в то время имел сильную антитурецкую позицию, и, поскольку Влад III начал войну с Османской империей, между священнослужителем и князем сложились хорошие отношения.

Влад III умел сочетать в себе несоединяемые наклонности - сугубую религиозность и склонность к ужасным поступкам. Самым любимым способом казни у него было сажание на кол. За это князь получил прозвище Цепеш, означавшее "сажающий на кол" или "колосажатель". С определенного времени он стал обедать рядом с казненными им людьми. "Как-то обедал Дракула среди трупов, посаженных на кол, много их было вокруг стола его, он же ел среди них и в том находил удовольствие. Но слуга его, подававший ему яства, не мог терпеть смрада и заткнул нос и отвернулся. Тот же спроси его: "Что ты делаешь?" А он отвечал: "Государь, не могу вынести этого смрада". Дракула тотчас же велел посадить его на кол, говоря: "Там ты будешь сидеть высоко, и смраду до тебя будет далеко!" - это из древнерусской повести "Сказание о Дракуле-воеводе".

Как любой человек Средневековья, Влад верил в религиозную концепцию о посмертном существовании человека. Господарь понимал, что согласно христианскому вероучению за тот образ жизни, который он вел, ему грозит наказание в виде адских мук. В то же время князь не собирался меняться. Он считал, что благодаря набожности, поддержке Церкви его душа имеет шанс обрести спасение и не отправится в преисподнюю.

<...>

Леонид МАКШАНОВ
"НГ-Религии"
6 декабря 2017 г.


ИНТЕРФАКС: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=68801


Расскажите своим друзьям